Разделитель

Статьи и публикации

«На перекрестке литературных эпох: Москва Ф.М. Достоевского и князей П.А. и П.П. Вяземских»

Не так давно отмечался двухсотлетний юбилей со дня рождения всемирно известного писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Он появился на свет в Москве 11 ноября 1821 года.  В этом городе прошли его детские и юношеские годы, пока в 1837 году он не уехал учиться в Санкт-Петербург. И хотя в дальнейшем большую часть своей жизни Федор Михайлович провел в Северной столице, он неоднократно приезжал в Первопрестольную. С Москвой оказались связаны сюжеты некоторых его произведений. В московском журнале «Русский вестник» были впервые опубликованы его главные романы: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».

Москва Достоевского – это город того же времени, когда жил и поэт Петр Андреевич Вяземский (1792-1878), самый известный владелец усадьбы Остафьево, а также его сын Павел Петрович (1820-1888), с которым великий писатель является почти ровесником. Но если жизнь князей Вяземских протекала в аристократической центральной части Москвы, то Достоевский связан и с другими районами города, например, купеческим Замоскворечьем или бедной Божедомкой.

Хотя князь П.А. Вяземский – представитель старшего поколения в литературе, в части творческого пути он является современником Достоевского.  Оба литератора печатались в одних и тех же журналах, например, «Отечественных записках» или «Русском Вестнике».  А в 1875 году оба отдыхали на немецком курорте Бад-Эмсе, но, по исследованиям В.В. Бондаренко, даже не были знакомы. Эстетические и литературные взгляды П.А. Вяземского сформировались в первую треть XIX века и сохранялись на протяжении всей его жизни. «Как поэт и писатель П.А. Вяземский хранил верность дорогим именам, любимым книгам, мнениям, высказывание которых некогда было небезопасно. В 1860 - 1870-е годы положение изменилось. Некогда прогрессивные взгляды Вяземского стали восприниматься как устаревшие, консервативные, а сам поэт не мог принять новую действительность в силу своих убеждений. Оставшись в одиночестве, всю нажитую с годами мудрость Вяземский изливал в произведениях, полных скорби, печали, но устремленных в будущее. Поэт хотел передать молодым читателям приобретенный с годами опыт, сказать «слово примирения», но богатый духовный мир поэта современникам не был понятен». Непогрешимыми идеалами для него остались Карамзин, Жуковский, Батюшков, Баратынский, Пушкин, те, с кем он чувствовал свое единство «по школе и по преданиям». В 1874 году в письме к филологу Я.К. Гроту князь Вяземский писал: «Других ныне судей не признаю и ни в грош не ставлю суда и приговоров их».  Не случайно Петр Андреевич говорил о суде над ним, «литературная молодежь, за редкими исключениями… платила Вяземскому той же монетой: реже – насмешками, чаще – равнодушием».  Представитель этого литературного поколения Достоевский не был среди строгих критиков князя. Но в 1861 году Федор Михайлович в статье «По поводу «Элегической заметки» «Русского вестника»» вскользь упоминает и стихотворение Вяземского «Заметка». При этом говорит не прямо, а ставит вопросы: «Но так как уж пошло на отгадки — скажите, «Русский вестник», к чему вы напечатали стихотворение князя Вяземского «Заметка» в той же августовской книжке, в которой и элегическая ваша заметка? Конечно, это стихотворение для нас замечательно не само по себе, а потому, что вы его у себя поместили». Достоевский воспринимает строки Вяземского в контексте «Элегической заметки», критикуя князя за высокомерное отношение дворянина-аристократа к демократам-разночинцам. Стихотворение «Заметка» начинается со слов: «Свободой дорожу, но не свободой вашей…»

Сын поэта Вяземского, дипломат, государственный деятель, основатель «Общества любителей древней письменности» Павел Петрович обратил внимание на творчество Достоевского только после кончины великого писателя. Его литературные предпочтения, как и у Петра Андреевича, относились к более раннему периоду. Помощник Павла Петровича по работе в «Обществе любителей древней письменности» и в Музее древностей в 1879-1883 годах Евгений Николаевич Опочинин вспоминал: «Князь Павел Петрович Вяземский был далек от современной ему литературы… Даже крупнейших наших писателей, которые тогда были еще в живых, он не читал и не хотел знать». В феврале 1881 года в подавленном состоянии духа Опочинин рассказал князю о похоронах Федора Михайловича, о том, что они прошли необычайно торжественно, при огромном стечении людей. Павел Петрович был изумлен, а потом спросил: «Неужели он такой большой писатель? У нас мало кого так хоронили. А я ничего его не читал…». Через два дня Опочинин увидел на столе у князя тома произведений Достоевского. Павел Петрович дочитывал «Преступление и наказание». «Очень хорошо! – сказал Вяземский, ударив рукой по книге. – Трудно оторваться!.. Все хорошо, но ужасно, ужасно!.. И каковы эти люди! – продолжал князь – Чиновник этот пьяный, его дочь… Гулящая девка, а лучше других. А эта стерва Амалия, квартирная хозяйка, и этот важный господин Лужин? Удивительно! Все живые люди!»

Ф.М. Достоевский и князья П.А. и П.П. Вяземские были современниками, которые могли не замечать друг друга, а, обратив внимание, иметь собственные живые, непосредственные впечатления, не сформированные под влиянием непререкаемых авторитетов.  При имеющихся противоречиях, они воспитывались на едином литературном наследии. Сближает Достоевского и Вяземских то, что имя А.С. Пушкина было для них особенно дорогим. Петр Андреевич - один из ближайших друзей великого поэта. А его сын Павел Петрович познакомился с Александром Сергеевичем еще в детстве, в преклонные годы про князя говорили, что «он жил прошлым, где над всем и всеми царил Пушкин». Достоевский с детских лет любил стихи Александра Сергеевича. Упоминание пушкинских произведений прослеживается в сочинениях самого Достоевского. Знаменитая речь, которую Федор Михайлович произнес на открытии памятника великому поэту в Москве в 1880 году, стала особым событием в культурной жизни страны.

Еще одной личностью, оказавшей значительное влияние на формирование обоих литераторов, Вяземского и Достоевского, является Н.М. Карамзин. Знаменитый историограф приходился родственником Петру Андреевичу, он женился на его старшей сестре. После смерти родителей Петра Вяземского Карамзин опекал юного князя. В 1804-1816 гг. они вместе проживали в усадьбе Остафьево, где Николай Михайлович написал большую часть «Истории Государства Российского». Это произведение историографа присутствовало в библиотеке родителей маленького Федора Достоевского.  В доме были приняты семейные чтения. По воспоминаниям младшего брата Андрея Михайловича, «читались по преимуществу произведения исторические: "История государства Российского" Карамзина (у нас был свой экземпляр), из которой чаще читались последние томы - IX, X, XI и XII». У юного Федора Достоевского "История" ... Карамзина была его настольною книгою, и он читал ее всегда, когда не было чего-либо новенького». Также Андрей Достоевский упоминал, что среди читаемых в доме произведений были и другие сочинения Карамзина: "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза", "Марфа Посадница". А сам Фёдор Михайлович вспоминал про «Историю Государства Российского»: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории». 

Также Ф.М. Достоевского и П.А. Вяземского объединяет и то, что оба родились в Москве, здесь провели свои детские и юношеские годы. И хотя в дальнейшем многократно переезжали на новые места, жили в Петербурге и за границей, навсегда сохранили любовь к родному городу. По словам супруги Достоевского, Анны Григорьевны, Федор Михайлович «всегда так любивший Москву, но, по сложившимся обстоятельствам, к своему искреннему сожалению, принужденный жить в других местах», возвращаясь в город своего детства, показывал ей его достопримечательности. Анна Григорьевна вспоминала, что «Федор Михайлович, москвич по рождению, был отличным чичероне и рассказывал мне много интересного про особенности Первопрестольной”. Сейчас места, связанные с жизнью Ф.М. Достоевского, сами являются московскими достопримечательностями уже потому, что напоминают о великом писателе. 

О московских адресах Достоевского можно вспомнить в ходе видео-экскурсии, представленной по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=3snHeSOxPHY
Трофимова Т.И.


Использованная литература:
Бондаренко В.В. Вяземский. М., 2004.
Букина Г.Ю. Творчество П.А. Вяземского 1860-1870-х годов: проблемы мировосприятия и жанровое многообразие. Диссертация… кандидат филологических наук. М., 2012. // https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005049980/
Вяземский П.А. Записные книжки. М., 1992.
Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1987.
Достоевский А.М. Воспоминания. М., 1999.
Достоевский Ф.М. По поводу элегической заметки «Русского вестника» // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб., 1993. Т. 11.
Опочинин Е.Н. Князь Павел Петрович Вяземский// http://dugward.ru/library/vyazemskiy/opochinin_vyazemskiy.html
Пономарева Л.Г. По поводу «Элегической заметки» «Русского вестника» // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008.// https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/time/1861/elegiac/