В фонде графики музея – усадьбы Остафьево находится портрет молодой женщины, выполненный карандашом на бумаге. Портрет был приобретен музеем в 2009 году в одной из антикварных галерей Москвы, куда он поступил из семьи, в которой хранился на протяжении многих лет наряду с другими предметами графики из «Архива инженера-полковника Рикмана». Материалы архива включают предметы, по косвенным свидетельствам имеющие отношение к семье одного из владельцев усадьбы Остафьево Павла Петровича Вяземского.
Женщина на портрете изображена в профиль, вдоль лица спускаются локоны, подхваченные гребнем, на затылке волосы собраны в пучок. Нежный профиль с четко прорисованной линией высокого тонкого носа, пухлые, почти детские губы, круглый мягкий подбородок. Легкой штриховкой художник создает объемы юного лица, тонкой кожи, плотной, густой линией рисует волосы. В правом нижнем углу листа монограмма художника и дата: «I.B. 1838 г.». Под изображением есть надпись, сделанная карандашом значительно позднее даты рисунка: «Мария Аркадьевна Бек урожденная Столыпина по второму браку княгиня Вяземская (Павел Петрович)». На основании этой надписи портрет был определен как изображение княгини М.А. Вяземской (1819-1889) работы неизвестного художника и датирован 1838 годом. Кто же предполагаемая героиня портрета? Остановимся кратко на ее биографии.
Мария Аркадьевна родилась в 1819 году в Петербурге в семье сенатора Аркадия Алексеевича и Веры Николаевны Столыпиных, дедом ее по матери был адмирал, государственный деятель граф Николай Семенович Мордвинов. Родная тетка Марии по отцу Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова, а брат Марии Алексей, имевший в обществе прозвище «Монго», был другом поэта. С четырнадцати лет, оставшись без родителей, Мария Аркадьевна жила на попечении семьи Мордвиновых, получила традиционное для дворянок ее круга домашнее воспитание и образование.
Первый раз Марию Аркадьевну выдали замуж в восемнадцать лет за дипломата, поэта Ивана Александровича Бека (1808 – 1842). В ноябре 1837 года молодых венчали в Исаакиевском соборе Петербурга. По воспоминаниям С.Д. Шереметева, зятя Марии Аркадьевны о сватовстве: «Будущего жениха своего она не знала. Бывал он в доме Мордвиновых, где его любили, но она никогда о нём не думала. Ей было едва 17 лет, и сидела ещё она за уроками, когда прислали ей сказать, что её зовёт Генриетта Александровна Мордвинова, которая тут же и объявила ей, что она должна выйти замуж за избранного ею жениха И. А. Бека. Марья Аркадьевна растерялась, чуть ли не заплакала и не сразу поняла, в чём дело. Жениха представили, возражений не допустили, и свадьба состоялась."(1) Объяснили поспешный брак тем, что дед-адмирал опасался внимания со стороны императора Николая Павловича к красавице-внучке, фрейлине двора и посчитал за благо поскорее выдать ее замуж. Иван Александрович Бек по свидетельству современников был человеком способным, расположенным к творческой деятельности: занимался поэзией, увлекался живописью и музыкой. С.Д. Шереметев вспоминал о нем: «почтенной семьи…он выражал свои чувства в русских стихах…мечтатель с чувствительно настроенною и художественною душою».(2) Вот только брак оказался недолгим, Иван Александрович скончался в 1842 году, оставив жену с двумя малолетними дочерьми Марией и Верой.
Вторым мужем Марии Аркадьевны был владелец подмосковной усадьбы Остафьево дипломат, археограф, литератор, коллекционер князь Павел Петрович Вяземский (1820 – 1888). Венчание состоялось в 1848 году в Константинополе, где Павел Петрович находился на дипломатической службе. В браке родились две дочери, Екатерина и Александра, и сын Петр. Мария Аркадьевна почти на тридцать лет стала рачительной хозяйкой остафьевского дома, много было сделано для процветания Остафьева ее стараниями: имение приносило доход, организованное ей усадебное хозяйство снабжало семью продуктами, во флигеле главного дома была открыта школа для крестьянских детей, а под высаженными дубами, и сегодня любят отдыхать посетители усадьбы. Но все это для нашей героини в будущем, а пока перед нами портрет юной прелестной женщины, позирующей художнику.
Для подтверждения правильности атрибуции личности модели на рисунке из фонда нашего музея необходимо обратиться к известным портретам Марии Аркадьевны близким по дате исполнения к остафьевскому портрету работы П.Н. Орлова и К.П. Брюллова 1839 и 1840 годов соответственно, а также фотографии более позднего времени. При сравнении анатомических черт лица модели на известных портретах: удлиненного овала лица, округлой линии бровей, рельефа тонкого удлиненного носа, рисунка полных губ, формы глаз становится очевидным их совпадение с чертами лица молодой женщины на карандашном портрете. И волосы здесь убраны, в характерную прическу Марии Аркадьевны, конца тридцатых - сороковых годов, как и на портретах Орлова и Брюллова: разобраны на прямой пробор и завиты локонами на висках. Выявленное сходство черт лица героини позволяет убедительно предположить, что некто, пока неизвестный нам, правильно подписал рисунок и на нем действительно изображена Мария Аркадьевна Бек, урожденная Столыпина. А что же с автором портрета?
Монограмма художника составлена из двух заглавных прописных букв латинского алфавита. Вторая буква «B» не вызывает сомнений в прочтении, а вот первая может быть «I» или «J» в зависимости от индивидуальных особенностей почерка и языка, который использовался при написании. Но оба варианта отвечают предположению, что это первая заглавная буква имени «Иван» или «Жан». Думаю, что с большой долей вероятности мы можем допустить, что автор портрета Иван Бек (Ivan/ Jean Beck), первый муж Марии Аркадьевны. В пользу этой догадки говорит и этюдность портрета, и его камерность. В 1838 году молодая чета Беков еще не так давно вступила в брак, возможно Мария Аркадьевна уже ожидает первенца, дочь Марию, которая родится в начале 1839 года. В домашней обстановке супруг – художник, всматриваясь в милые черты, любуясь изящным профилем, делает с него набросок, создает тихий мягкий образ. Карандашный портрет из остафьевской коллекции расширяет круг известных изображений Марии Аркадьевны Вяземской (Бек), добавляет в иконографию княгини интимный образ, ясный и безмятежный. Предположение об авторе портрета требует еще подтверждения и дальнейшего изучения материала, но несомненно рисунок является ценным изобразительным источником для изучения жизненного пути женщины, чья судьба была связана с усадьбой Остафьево.
20 октября в музее – усадьбе Остафьево откроется выставка «Под небом голубым востока…» Коллекция исламского искусства князей Вяземских в Остафьеве» где можно будет увидеть портрет М.А. Бек работы И.А.Бека (?).
(1)–Мемуары графа С.Д.Шереметева, изд.«Индрик»,М., 2005г.,т.3, стр.104
(2)– там же, стр.108
Хранитель фонда Графики И.Седакова.