Фонды "Остафьево": Зеркало со вставкой эгломизе
Зеркала были обязательным элементом интерьера дворянских домов, особенно в парадных комнатах, придавая им более нарядный вид. В зеркалах отражались предметы убранства: вазы, канделябры, люстры, живопись, мебель. И сами зеркала часто изящно украшали. В последней четверти XYIII - начале XIX вв. для декорирования мебели, в том числе и зеркальных рам, стали использовать стеклянные вставки, выполненные в технике «эгломизе». Это техника нанесения рисунка на стекло с использованием золотой или серебряной фольги. На тыльную сторону стекла наносилась при помощи прозрачного клея металлическая фольга, например, листовое золото, затем по нему тонкой иглой прорезывался рисунок, и на те места, где должно было быть видно изображение, наносилась краска, чаще черная. Традиционной для этой техники обычно была черно-золотая гамма, то есть рисунок черного цвета получался на золотом фоне. В столичных императорских дворцах сохранилась подобная мебель.
Многоцветное эгломизе более характерно для московской и усадебной мебели. Именно такое зеркало имеется и в остафьевском фондовом собрании - КП 7930 М 260. В раме красного дерева прямоугольной формы с широкой верхней планкой, которая декорирована вставкой в технике «эгломизе». На вставке нашего зеркала изображена женская фигура со снопом и цветами. Возможно, это персонифицированный образ Лета. Вставки эгломизе часто отдавали дань флоральным мотивам и персонажам античной мифологии, которые связаны с плодородием. Колорит вставки, помимо традиционных черного и золотого, включает редко встречающиеся зеленый, оранжевый и даже белый цвета.
Дополнительные цвета в стеклянной вставке зеркала говорят о том, что наш предмет более характерен для усадебного, а не столичного интерьера, являясь прекрасным образцом усадебной мебели.
В настоящее время зеркало со вставкой эгломизе можно увидеть в экспозиционных залах Главного усадебного дома в Малой мужской гостиной.
Автор: Н.Баландина