Разделитель

Статьи и публикации

Фонды Остафьево: Лампа-бульотка из музейного собрания декоративно-прикладного искусства
        Во время экскурсий предмет с названием «лампа-бульотка» часто вызывает вопросы. Почему «бульотка»? Сегодня мы познакомимся с этим замечательным предметом и внимательно его рассмотрим, а предмет этот для истории развития осветительных приборов очень важен. Именно с лампы-бульотки начинается история хорошо нам знакомой настольной лампы с абажуром.

        Наименование «бульотка» возникло во Франции, где в эпоху Директории (заключительный период Французской революции 1795-1799 гг.), была в большой моде карточная игра «бульот», точнее «буйот» (bouillotte). По названию этой игры и получила свое название лампа. Она представляла собой осветительный прибор, как правило, на несколько свечей, но были экземпляры и для одной свечи, и имела конический абажур, который мог фиксироваться на разной высоте. Абажур - с французского «то, что отражает свет» (abat от abattre – отражать, joir - свет). Правда, в России впервые это слово вошло в лексикон в Петровские времена, первым значением его было «косое окошко, сообщающее свет сверху». В словаре В. Даля есть и такое значение – «косой навесец на свет, на свечу» и даже «колпак». В значении «отражатель света» слово пришло на рубеже XVIII -XIX вв.

      Карточная партия длилась долго и, возможно, чтобы оплывающие свечи не слепили глаза игроков, а может, чтобы лица оставались в тени, и было скрыто волнение от этой азартной карточной игры, и появилась необходимость в абажуре. Лампа – бульотка отличалась от настольного канделябра или подсвечника металлическим абажуром. Во Франции очень популярны были расписные абажуры или абажуры с живописью на пергаменте, которую можно было видеть лишь при зажженных свечах. Играть принято было за круглым столом, в центре которого стояла эта специальная лампа. Свет от нее, прикрытый непрозрачным абажуром, освещал только карты и руки игроков. Причина такого целенаправленного освещения тоже, вероятно, не случайна. Это затрудняло нечестную игру. В первое время использовали столы с отверстием, куда и вставлялась лампа.

      Лампы с абажурами были настолько удобны, что вскоре бульотки начали применять гораздо шире, используя их в роли настольных ламп на рабочих письменных столах. С такой лампой было комфортно читать и писать. Постепенно бульотка превратилась в обычную настольную лампу, абажуры стали делать из ткани, цветного стекла и других материалов; с появлением электричества стали использовать уже электрические лампочки вместо свечей.

       Как уже было сказано, большинство бульоток имело непрозрачный металлический абажур. Для увеличения отражающего эффекта, его покрывали изнутри белой эмалью, а снаружи красили в зеленый цвет, чтобы не утомлять глаза. Зеленый цвет считали наиболее полезным и щадящим как понижающим кровяное и глазное давление. Появлялись, впрочем, иногда синие и красные абажуры. Дорогие лампы выполняли в золоченой бронзе, абажуры расписывали орнаментами.

     Другой отличительной особенностью (но не обязательной) этого вида светильников был лоток, служивший основанием лампы и емкостью для запасных колод карт. Если подсвечники располагались вокруг штока (стержня), лоток был круглый, если в ряд – то овальный. В лампах французской работы бортик лотка часто бывал прорезной в виде тонкой ажурной решетки. Некоторые источники указывают, что очень редко лоток использовали в качестве чернильницы – такое решение встречалось в российском варианте бульоток.

        В России лампы-бульотки появились практически в то же время, что и в Европе и широко использовались на протяжении всего XIX века. Сначала их привозили, позже стали изготавливать на месте по французским образцам бронзовщики Петербурга и Москвы. Со временем лампы-бульотки, как и вся декоративная бронза, изготовленная в России, стали заметно отличаться от своего первоисточника, подчиняясь требованиям местного заказчика. Русские лампы может быть не имели такой изысканности как французские прототипы. Исключение составляли лампы из императорских дворцов, в изготовлении которых участвовали известные архитекторы, они делали отдельные эскизы для осветительных приборов, поскольку часто проектировали интерьер до мельчайших деталей.   Но даже самые простые по оформлению русские лампы могли отличаться интересным решением и некоторыми технологическими особенностями. Абажуры, например, не расписывали орнаментом, зато имели обыкновение серебрить поверхность снаружи, а затем покрывать ее зеленым лаком. Такая техника создавала своеобразный декоративный эффект - серебро просвечивало сквозь лак, и поверхность абажура словно мерцала.

       Лампу - бульотку с зеленым абажуром можно увидеть почти в любом мемориальном доме поэта, писателя XIX века. Например, в мемориальной квартире А.С. Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге, в доме-музее М.Ю. Лермонтова, в доме-музее А.И. Герцена в Москве.

         Бульотка из остафьевского собрания декоративно-прикладного искусства достаточно нарядно оформлена. Это лампа на две свечи, со штоком (стержнем) квадратного сечения на металлическом круглом основании, украшенном пояском в виде цветочно-лиственного орнамента и ниже - ожерельем мелких бусинкок. В нижней части стержень представляет собой каннелированную колонку. Свечники, тоже каннелированные с жемчужинками-бусинками в нижней части, закреплены на небольшой фигурной площадке, декорированной по краю опять же плотным рядом бусинок. Площадка со свечниками и абажур свободно перемещаются вдоль штока и фиксируются на разной высоте с помощью винтовых упоров, оформленных в виде стрел. Ручка-держатель – в форме овала. Лампу можно было переносить. Абажур традиционно для своего времени выполнен из жести, выкрашен зеленой эмалированной краской снаружи и белой – внутри. Бульотка датируется 1830-1850 – ми годами.

     Очень уютный кабинетный предмет, необходимый не только для игры в карты, но и для письменной работы. Подобных ламп в Остафьеве было несколько, что не удивительно - все владельцы Остафьева занимались литературными трудами. Глядя на такую лампу, можно представить поздний осенний или зимний вечер и князя Петра Андреевича Вяземского, склонившегося над своей рукописью…                                                        

     

Используемая литература

- Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. – СПб. Изд. « АРС», 2006 г.

-Государственный музей-заповедник Павловск. Полный каталог коллекций. т.1- СПб. 2008 г.

-Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Изд. «Артия», Прага, 1980 г.

                                                                                      Н.Баландина