Среди экспонатов библиотеки остафьевского дома обращает на себя внимание мраморный бюст юноши. Иконография изображения позволяет предположить, что бюст представляет греческого бога Диониса, бога вина и виноделия, покровителя растительных сил природы, одного из двенадцати правящих олимпийских богов. Неизвестный мастер выполнил голову Диониса в XIX веке, возможно по римской копии II века, хранящейся в музее Капитолия в Риме, и восходящей к греческому оригиналу второй половины IV века до нашей эры. Скульптор воплотил широко распространенный иконографический тип юного Диониса: мягкий овал лица с «греческим» профилем (линия носа продолжает линию лба), на небольших устах легкая улыбка, нежно очерченный подбородок, зрачки глаз не проработаны, склоненная к левому плечу голова убрана изящной прической. Волнистые волосы, разделенные пробором, подвязаны лентой и собраны на затылке бантом, к плечам сбегают длинные пряди, тугие спирали локонов спускаются вдоль шеи. Голова украшена венком из листьев и ягод вечнозеленого плюща, символизирующего жизненные силы, бессмертие, ведь по легенде Дионис – бог умирающий и воскресающий вновь.
Две небольшие грозди ягод плюща расположены симметрично на голове надо лбом молодого бога, как возможный намек на маленькие рожки: Диониса как божество, связанное с земледелием, часто изображали с бычьими рогами – символом могущества, жизненной энергии. В древнегреческой мифологии у Диониса много имен, выражающих разные смыслы его природы, в том числе и «плющевой», и «рогатый». Традиционно символом Диониса (у римлян - Вакха) были листья и плоды винограда, схожие с плющом по рисунку, символизирующие виноделие, плодородие, полноту и радость бытия. Согласно классической традиции Дионис сын Зевса-громовержца и смертной женщины Семелы. В пересказе историка, писателя Н.А. Куна Дионис «вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие», «с веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну», «он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино». Празднества в честь юного бога – «Дионисии» – послужили началом театральных представлений в древней Греции.
Голова Диониса представляет обобщенный идеальный образ прекрасного юноши, здесь нет индивидуальности, характера, лишь легкая неопределенная улыбка пластического совершенства, обитающего в возвышенных мирах. Гладко обработанная поверхность мрамора в области лица и шеи, словно светящегося изнутри, реалистично передает фактуру человеческого тела, добавляя скульптуре жизненности, одухотворенности, а спокойный тон камня, слегка пожелтевший от времени придает очертаниям формы мягкости и теплоты.
Три поколения князей Вяземских наполнили остафьевский дом обширными коллекциями произведений искусства, была среди них и коллекция скульптуры, в том числе антики, средневековая деревянная и копии с классических античных статуй.
Когда бюст Диониса поселился в Остафьеве, кто из владельцев усадьбы приобрел его, пока достоверно неизвестно, но на фотографии интерьера дома начала XX века, он украшает ту самую угловую библиотеку, где располагается и в настоящее время. В 1930 году при закрытии музея в Остафьеве все предметы коллекции были вывезены из дома и распределены по разным учреждениям культуры, частично утеряны. На долгие годы был утрачен и бюст Диониса, но ему было суждено пережить новое рождение из темных недр земли и мусора, скопившегося в подвале под усадебным домом более чем за полвека. При расчистке подвальных помещений в 1990 году рабочие обнаружили голову Диониса, словно как и в древнегреческом мифе бог Дионис на время спускался в царство Аида, а затем вернулся и занял свое место в парадной анфиладе дома, посвященного «Парнасу», где согласно древнегреческой мифологии обитают поэты и музы.
Видео по теме смотрите на нашем канале YouTube: https://youtu.be/fXaHYA5mGq0
Автор: Ирина Седакова