Выставка «Спасая жизнь»
К 80-летию Поб6еды в Великой Отечественной войне
«Спасая жизнь»
18 апреля ‒ 20 июля 2025 года
Усадьба Остафьево вошла в историю российской культуры не только как Русский Парнас – гостиная для нескольких поколений литературных знаменитостей – А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, Н.М. Карамзина, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, Н.В. Гоголя, но и как место, связанное с событиями Великой Отечественной войны. И сегодня, отмечая 80-летие Великой Победы, мы вспоминаем тех, кто не только на фронте, но и в тылу выполнял свой долг, «Спасая жизнь».

Согласно документальным источникам в начале 1930-х гг., после закрытия музея, усадебный комплекс был передан в ведение Хозяйственного управления высшего органа государственной власти ‒ Центрального исполнительного комитета СССР, для устройства санатория. Предполагалось использовать его для обслуживания больных разных ведомств.
Однако уже в 1937 году санаторий был переведен в ведение Главного Управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР для организации места отдыха и гостиницы для пилотов. В Остафьеве провели большие ремонтные работы, а в храме Живоначальной Троицы устроили столовую.

Рядом с Остафьевом в 1930-е гг. начал строиться «аэродром НКВД». С тех пор судьбы аэродрома и усадьбы тесно переплелись. В связи с началом войны санатории, дома отдыха, школы и другие общественные здания стали использоваться под нужды госпиталей и воинских частей. И Дом отдыха «Остафьево» не был исключением: сначала здесь развернули эвакуационный госпиталь, а затем обустроили казармы для военнослужащих аэродрома.
С весны по осень 1941 года здесь же действовала Остафьевская военная авиационная школа пилотов (ВАШП), а также работали Остафьевские авиационные мастерские Центрального Совета Осоавиахима СССР. Мастерские подчинялись авиации дальнего действия и в годы войны работали для нужд фронта. Остафьевская школа пилотов готовила летчиков-истребителей. Инструкторы школы, как и летчики боевых частей аэродрома, стояли на дежурстве в системе ПВО Московского военного округа и принимали участие в боевых вылетах.

О тех временах узнаем из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, полковника авиации, бывшего инструктора ВАШП, Вячеслава Викторовича Кокорина: «За восемь месяцев мы (64 человека), окончив обучение на самолете-истребителе И-16, были переведены из кадров Осоавиахима в кадры ВВС РККА. После получения квалификации военных летчиков-истребителей нас направили на должности летчиков-инструкторов во вновь сформированную военную авиационную школу пилотов (ВАШП) Вначале она называлась «Первой московской», а затем, после перебазирования на аэродром Остафьево (в 30 км от Москвы), стала Остафьевской».

С объявлением 23 июня 1941 года первого дня мобилизации в Остафьеве было начато формирование 783-го отдельного батальона аэродромного обслуживания, который в 1943 году был переименован в «Аэродром специального назначения № 5» (АСН № 5). На аэродроме базировались дальние бомбардировщики «Ил-4», «Ер-2», «Б-25» и транспортные самолеты «Ли-2» и «Си-47» («С-47»). В течение всей Великой Отечественной войны эти самолеты использовались для воздушного обеспечения всех стратегических операций Красной Армии – от Битвы за Москву до Битвы за Берлин.

Когда говорим о героической работе летчиков и военнослужащих других родов войск, мы не должны забывать и о цене подвигов, которые они совершали ради спасения жизней. Обратной стороной их самоотверженной боевой работы были неизбежные ранения и болезни. Медицинское обеспечение войск в XX веке приобрело значение важнейшего фактора достижения победы над врагом. При АСН № 5 действовал собственный лазарет, а непосредственно на территории бывшей усадьбы Остафьево с 20 июля 1941 года начал действовать 2942-й эвакуационный госпиталь Народного Комиссариата Здравоохранения РСФСР. Но в связи с неблагоприятной обстановкой под Москвой госпиталь был эвакуирован из Остафьева в более глубокий тыл 26 ноября 1941 года. В ходе подготовки к выставке удалось выявить список персонала, самоотверженно трудившегося в этом госпитале.

В память о тех, кто, исполняя свой долг, отдал жизнь за Победу, в окрестностях Остафьева сохраняются воинские захоронения и установлены памятники. В то же время люди, прошедшие войну и получившие колоссальный опыт, в дальнейшем все свои силы применяли для восстановления страны и поддержания ее величия. Достойным примером этому служит судьба Е.А. Карпова, начинавшего свою службу капитаном медицинской службы 22 гвардейского авиационного полка дальнего действия на аэродроме Остафьево. В 1960-е годы Карпов станет начальником Центра подготовки космонавтов и будет сопровождать Ю.А. Гагарина на космодром.
Работа с архивными источниками позволила раскрыть неизвестные страницы истории Остафьева в годы войны и впервые представить обнаруженные уникальные документы, позволившие оценить вклад сотрудников госпиталя и военнослужащих аэродрома в приближение Великой Победы.
12+