Разделитель

Выставки

Выставка «Отец и сын»

Выставка «Отец и сын» знакомит с творчеством художников из семьи графов Шереметевых, последних владельцев усадьбы Остафьево: отца - Павла Сергеевича и его сына - Василия Павловича. На выставке представлены портреты, пейзажи, интерьеры, выполненные в технике живописи и графики.

Павел Сергеевич Шереметев (1871-1943) окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, был профессиональным историком. В сферу его научных интересов входило изучение культуры дворянских усадеб, этнографии, русских художественных промыслов, генеалогии. Сознавая, историческое и культурное значение усадьбы Остафьево, ее богатое литературное прошлое, Павел Сергеевич обстоятельно изучал, описывал, систематизировал архив и предметы искусства князей Вяземских, хранящиеся в Остафьеве, а после Октябрьской революции стал заведующим усадебным музеем.

С детства Павел Сергеевич увлекался рисованием, проявлял незаурядные способности. Возможно, первыми домашними наставниками в рисовании для маленького Павла были родители: Екатерина Павловна и Сергей Дмитриевич, сохранились их авторские пейзажи. В аристократических семьях обучение навыкам рисования входило в обязательную программу образования. В старшем возрасте Павел Сергеевич обучался рисунку в частной мужской гимназии Л.И. Поливанова, затем был учеником выдающихся русских пейзажистов, художников-передвижников А.А. Киселева (1838-1911) и К.Я. Крыжицкого (1858-1911).

Любовь к рисованию сопровождала Павла Сергеевича на каждом этапе его жизненного пути. Он много путешествовал по России, исследуя небольшие города и селения, где каждый уголок хранил в себе уникальную атмосферу и историю. Его поездки включали посещение дворянских усадеб, старинных монастырей и живописных природных ландшафтов, вдохновлявших художника на создание рисунков. Путевые рисунки, выполненные в карандаше и акварели, стали своего рода визуальным дневником, в котором Павел Сергеевич стремился запечатлеть места, привлекшие его внимание или связанные с памятными для него и его семьи событиями. Так в солнечной акварели «Вид на Благовещенский собор в Нижнем Новгороде» Шереметев сохранил на бумаге ощущение радостного счастливого дня венчания его двоюродного брата Бориса, на которое съехалось все большое семейство Шереметевых.

В пейзажах Павел Сергеевич часто выбирал дальние планы, что расширяет визуальное пространство, придает небольшим работам ощущение глубины и масштабности. Изящные, четкие рисунки выполнены в реалистической манере, художник достоверно передает детали изображения. Шереметев вдумчивый, чуткий художник, в рисунках отражается его нежное чувство к изображенному мотиву. Историк по призванию, исследователь повседневной жизни, он часто делал на рисунках поясняющие надписи с указанием места, даты, события, словно документировал изобразительный источник.

На этюдах, выполненных маслом - интерьеры дворцов Шереметевых, которые Павлу Сергеевичу были дороги с детства. Несколько рисунков посвящены семейному увлечению Шереметевых – охоте. Значимое событие для семьи нашло отражение в масштабном акварельном рисунке: вид на усадьбу Останкино в 1796 году, в то время там велись ремонтные работы и подготовка к ожидавшемуся визиту императора Павла I.

Василий Павлович Шереметев (1922-1989) рано обнаружил потенциал художника, в возрасте семи лет победил в конкурсе детских рисунков. У отца он унаследовал не только способности к живописи, но и духовно-нравственные ориентиры и душевное благородство. Василий Павлович стал профессиональным художником, окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова с дипломом театрального художника-декоратора.

В пятидесятые годы Василий Павлович по приглашению знаменитого художника П. Д. Корина (1892-1967), считавшего Шереметева исключительно талантливым, принимал участие в оформлении мозаичными панно кольцевых станций московского метрополитена «Киевской» и «Комсомольской». Эскиз сюжета для панно «Рабочий, читающий газету «Искра», стал дипломной работой Шереметева. Приглашение к сотрудничеству в таком масштабном проекте, как оформление метрополитена, говорит о высоком уровне художественного мастерства молодого художника. Работа над мозаичными панно требовала не только таланта, но и глубокого понимания материалов, технологий и архитектурных особенностей пространства, для которого создавались мозаики.

За годы творческой биографии Василий Павлович был участником московских выставок, создал сотни живописных и графических работ. В их числе пейзажи, композиции на строительную тему, портреты близких людей и современников, этюды с танцующими фигурами, выполненные в хореографическом училище, эскизы декораций к театральным постановкам по произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Борис Годунов».

На выставке представлен портрет отца художника, выполненный в технике пастели в 1941 году, перед уходом Василия Павловича добровольцем на Отечественную войну. В то время автор был еще очень молод, но ему удалось создать задушевный образ отца, донести до зрителей ощущение тревоги и печали. В карандашных портретах родителей и пастельном автопортрете мастерски передано не только портретное сходство, но и искренность, и внутреннее достоинство моделей.

В пейзажах проявился несомненный живописный дар Шереметева, создававшего динамичными живыми мазками и цветовыми пятнами, эмоционально наполненные образы природы. В простых, скромных мотивах, он воспевал красоту и наполненность бытия. В пейзаже «Ранняя весна» художник мастерски передает ощущение подтаявшего снега и влажного воздуха сумрачного серого дня.

В этюде «Март. Таруса» зрителя завораживает необыкновенное звучание синего неба, яркого, ликующего, какое бывает только ранней весной. Небольшой холст полон радостного, вдохновенного утверждения жизни.

В восьмидесятые годы состоялась единственная персональная выставка художника в зале МОСХ на Беговой улице. В наше время творчество Василия Павловича забыто, его работы не увидеть в экспозициях и на выставках музеев.

Значительная часть художественного наследия Павла Сергеевича хранится в государственных музеях и доступна для изучения. Живописные и графические работы Василия Павловича, в основном, находятся в частных коллекциях и знакомство с ними затруднено. На нашей выставке произведения отца и сына Шереметевых, соединились, пусть ненадолго, в родных стенах усадьбы Остафьево.

Даты проведения: 12 декабря - 26 января 2025 года

 афиша отец и сын.jpg