Разделитель

Выставки

Выставка «Солнечная пастель»

Музей-заповедник «Остафьево» - «Русский Парнас» представляет выставку пастелей московской художницы Любови Ивановны Рыбаковой (1882 ‒ 1972). Имя Рыбаковой почти забыто в наше время, её жизненный и творческий путь удаётся проследить по редким упоминаниям в письмах и мемуарах современников, кратким воспоминаниям художницы о её семье и детских годах жизни.

Любовь Ивановна Рыбакова (урожденная Чулкова) родилась в Москве в семье обедневших тамбовских дворян. Её старший брат Георгий Иванович Чулков ‒ известный писатель, сестра Анна Ивановна была замужем за поэтом В. Ф. Ходасевичем. В восемнадцать лет Любовь Ивановна вышла замуж за врача-психиатра Ф. Е. Рыбакова, лечившего художника М.А. Врубеля, родила сына, к несчастью, умершего молодым. Вторым мужем Любови Ивановны стал выдающийся искусствовед Н.М. Тарабукин.

С ранних лет Рыбакова увлекалась театром, поэзией, была знакома с писателями, художниками Серебряного века: М.А. Волошиным, А.Белым, В. Я.Брюсовым, В.В. Маяковским. В.Н. Муромцева-Бунина писала о Рыбаковой: «...Иван Алексеевич посещал вечера Рыбаковых, где собирались „декаденты“ и „декадентки“ с К. Бальмонтом во главе. Молодая хозяйка, художница, воодушевляла всех своей лёгкостью, непосредственностью. Она красива, настоящая флорентийка, сложена как мальчик, всегда в платье с высокой талией, с большим вырезом, на щёки спадают чёрные локоны, огромные глаза сверкают радостью».

В первой четверти двадцатого века, с 1913 по 1924 годы, Рыбакова регулярно принимала участие в выставках Московского товарищества художников, представляла пейзажи и натюрморты, написанные темперой. Возможно, в это время сложился авторский стиль Рыбаковой, испытавшей на своём творчестве влияние французской живописи импрессионистов и постимпрессионистов.

Пастели, экспонирующиеся на выставке, были созданы художницей в зрелый период творчества, в пятидесятые годы двадцатого века. Основная часть из них - рисунки, запечатлевшие безмятежные пейзажи, пронизанные солнечным светом, ощущением радости и полноты бытия. В скромных мотивах Рыбакова видела красоту мира, подвижными, вибрирующими штрихами передавала ощущение живой дышащей природы, словно сливающейся с архитектурой в единую живописную массу.

Поэтичные образы старинных усадеб Рыбакова рисовала светлой гармоничной палитрой с мягкими переходами цветов в сочетании с тёплым тоном бумаги, служащей фоном. В камерных природных пейзажах смещала центры композиций, придавая рисункам динамичность и эмоциональную выразительность.

Изящный рисунок запечатлел вид на пароход, скользящий по реке. Нарисованный контуром, он кажется бесплотным рядом с деревьями и лесным массивом, нарисованными фактурной коричневой и голубой пастелями.

Пейзаж с видом на Кирилло-Белозерский монастырь отличается по стилю исполнения, в нём рисунок преобладает над цветом, который служит лишь декоративным завершением композиции.

Пастельные рисунки Рыбаковой пленяют своей свежестью, непосредственностью, бархатистыми сияющими красками. Они передают зрителям живописное мироощущение и светлое лиричное настроение автора.

Афиша солнечная пастель.jpg