Русская усадьба… Сколько поэтических, трогающих душу строк посвящено этому явлению. Как притягивал и притягивает к себе ее образ, с которым мы соприкасаемся уже в детстве, гуляя с родителями в прохладной тени столетних лип. Позже, в школе, об усадебной жизни мы узнаем из произведений Пушкина и Тургенева, Гончарова и Толстого, Куприна и Бунина. И вот уже хочется оказаться в старинном доме с мезонином, почувствовать себя барышней-крестьянкой, назначить свидание в усадебной роще, уединиться с книгой в беседке-ротонде, научиться вышивать крестиком или бисером.
Сегодня никто не станет спорить с тем, что именно усадьбы оставили существенный след в русской культуре, искусстве, быте. Большинство усадебных построек являются памятниками архитектуры, над проектами которых работали известные архитекторы, а в их оформлении участвовали опытнейшие мастера по камню, дереву, металлу. И тем не менее, с каждым годом количество усадебных ансамблей стремительно уменьшается. Многие из них годами стоят заброшенные, постепенно превращаясь в руины. Вспомним наиболее яркие примеры погибающих на наших глазах усадеб: Семеновское-Отрада графов Орловых, Петрово-Дальнее Прозоровских и Голицыных, павильон «Белый домик» в усадьбе Никольское-Урюпино…
Большинство фотографий, представленных на этой выставке, были сделаны в исследовательских поездках с Обществом изучения русской усадьбы. На некоторых снимках можно увидеть усадебные памятники, не известные широкой публике, они чаще всего расположены в российской глубинке и не принадлежали представителям громких дворянских фамилий. Скромные, небольшие, они, тем не менее, составляли большинство всех дворянских имений Российской Империи. Сегодня каждая из таких сохранившихся усадеб представляет собой жемчужину, которую надо тщательно оберегать и лелеять.
Мы дополнили кадры с образами усадеб фотографическими портретами конца XIX – начала XX вв., на которых можно рассмотреть как самих портретируемых, так и детали фона, в том числе, элементы усадебных построек. Имена большинства этих персонажей, к сожалению, неизвестны.
Если посетитель выставки проникнется историей и судьбой отечественных усадебных памятников, если у него возникнет желание «вновь посетить» эти волшебные «уголки земли» и сохранить их для будущего, то можно считать, что свою миссию мы выполнили.
Автор проекта: Анна Разина, участник экспедиционных поездок Общества изучения русской усадьбы, кандидат философских наук, хранитель фондов «Мультимедиа Арт музея».