Разделитель

Выставки

«"Дзяды" Адама Мицкевича: история души...»

Литературно-документальная выставка из фондов Государственного музея истории белорусской литературы
(Республика Беларусь, г. Минск)

Выставка «Дзяды» Адама Мицкевича: история души», посвящена 225-летию со дня рождения Адама Мицкевича, и рассказывает о жизненном и творческом пути известного поэта-романтика ХIХ ст. Адама Мицкевича, рассказывает историю создания «Виленско-ковенских Дзядов» и «Дрезденских Дзядов», отображает переосмысление поэмы в ХХ столетии, благодаря театральным постановкам.

Поэма Адама Мицкевича «Дзяды» – один из самых ярких шедевров мировой литературы. Написанная на польском языке, она отображает образы родной поэту Беларуси.

Поэма Адама Мицкевича «Дзяды» – это раскрытая до самой глубины, волнующая «история души» романтического бунтаря Густава-Конрада, его решительное выступление против античеловеческого правопорядка, история подъёма патриотизма в молодежной среде, которая становилась уже на путь борьбы за установление на своей родине царства свободы и справедливости. Одновременно «Дзяды» – живой памятник одной из самых интересных страниц в истории нашего Отечества.

________________________________________________________________________________________

Адам Бернард Мицкевич (24.XII.1798, фольварк Заосье Новогрудского повета Литовской губернии — 26.XI.1855, Константинополь) родился в семье новогрудского судебного адвоката Николая Мицкевича и Барбары из рода Маевских, дочери управляющего в урочище Чемброво. Отец будущего поэта принадлежал к шляхетскому роду Рымвидов-Мицкевичей герба “Порай”, но их дворянство не было признано и утверждено в Российской империи.

В 1807-1815 годах А.Мицкевич учился в доминиканской поветовой школе в Новогрудке, где познакомился и на всю жизнь подружился с Яном Чечотом. В 1815 году поступил в Виленский университет на педагогическое отделение физико-математического факультета, но через год перевелся на историко-литературный. Во время учебы в университете А.Мицкевич становится одним из лидеров тайных студенческих обществ филоматов и филаретов.

В 1819 году, окончив университет, А.Мицкевич направляется на преподавательскую работу в Ковно (современный Каунас, Литовская Республика), где он с помощью Яна Чечота подготовил к изданию два тома “Поэзии” (Вильна, 1822 и 1823). В октябре 1823 года был арестован по делу виленских тайных объединений молодежи. В 1824 году согласно постановлению суда выслан в Россию.

В России А.Мицкевич прожил под тайным надзором полиции пять лет. Сначала Министерство просвещения направило его учителем лицея в Одессу, но в 1825 году он был возвращен в Москву на службу в канцелярию генерал-губернатора Дмитрия Голицына. В Москве А.Мицкевич с помощью Ануфрия Петрашкевича издал свою третью книгу — “Сонеты”, написанные в Одессе. Также в Москве была написана поэма “Конрад Валленрод” (Петербург, 1828). Через два года А.Мицкевич переехал в Петербург, где предполагал поселиться навсегда, но потом поменял своё намерение.

В мае 1829 года А.Мицкевич сумел покинуть Россию до того, как был подписан указ царя о запрете на выезд. Из Петербурга он поехал в Берлин, где посещал философские лекции Георга Гегеля. Потом направился в Дрезден, оттуда — в Прагу, где гостил у исследователя истории славянских народов Вацлава Ганки. Из Праги отправился в Карлсбад (современные Карловы Вары, Чешская республика). Оттуда вместе со своим другом Антонием Одынцом — в Веймар, чтобы навестить великого поэта Иоганна Гёте. Из Веймара оба поэта-романтика направились в Швейцарию, а оттуда — в Рим, где А.Мицкевич узнал о начале в ноябре 1830 года освободительного восстания в Польше и Беларуси. Однако выехать на родину смог не сразу, а только летом 1831 года, но в ряды повстанцев поэт так и не попал, остановившись в Познани.

В марте 1832 года А.Мицкевич переехал в Дрезден, а оттуда — в Париж, где издал ІІІ часть “Дзядов” (1832) и поэму “Пан Тадеуш, или Последний наезд на Литве” (1834). Тут же были опубликованы и написанные в библейском стиле поэтико-публицистические “Книги польского народа и польского пилигримства”, в которых высказывается необходимость солидарности всех народов Европы в борьбе за социальное и национальное освобождение.

В 1834 году А.Мицкевич женился на Целине Шимановской, дочери известной пианистки Марии Шимановской.

В 1839 году поэт становится профессором латинской литературы Лозаннского университета в Швейцарии, а через год переходит в Коллеж де Франс в Париже, где в течение 1841-1844 годов читает курс лекций по славянским литературам, в котором говорит и про фольклор и язык белорусов.

В 1848 году А.Мицкевич организовывает легион из эмигрантов в поддержку движения карбонариев в Италии, берется за редактирование в Париже интернациональной газеты на французском языке “Трибуна народов”, а во время Крымской войны собирает в Турции отряды для борьбы с царской Россией. Но эту деятельность прервала внезапная смерть от холеры в ночь с 26 на 27 ноября 1855 года. Набальзамированное тело поэта перевезли в Париж и похоронили на кладбище Монморанси. В 1890 году прах А.Мицкевича был перезахоронен в Кракове, в подземелье кафедрального собора Вавельского замка.