Разделитель

Выставки

Выставка «Кабинет мод и граций» князей Юсуповых». Из собрания Государственного музея-заповедника «Архангельское»

На выставке представлены работы мастера эпохи рококо Пьетро Антонио Ротари (1707/1710 – 1762). Это был первый заметный итальянский художник, работавший в России по приглашению императрицы Елизаветы Петровны. Последние шесть лет жизни он провел в Петербурге в качестве придворного портретиста. Творчество Ротари оказало большое влияние на многих русских живописцев. Он работал в живописном жанре типологического головного этюда, teste di carattere (итал. «головы персонажей»). Сам художник именовал такие работы сокращенно passioni (страсти, настроения). Поскольку это были, в основном, погрудные и оплечные изображения женщин, название сократилось до простого и милого ‒ «головки».

Ротари основал в России частную художественную школу, был наставником Алексея Антропова, Ивана Аргунова, Федора Рокотова и других выдающихся портретистов. Вместе с учениками он выполнил множество женских портретов, служивших образцами в Академии художеств.

Новый жанр оценили при императорском дворе, а работы мастера органично вписались в роскошнейшие интерьеры: «Кабинеты Ротари» в Китайском павильоне в Ораниенбауме и Гатчинском дворце, «Картинный зал», или «Кабинет мод и граций» в Большом Петергофском дворце.

Картины модного итальянского живописца появились в собрании князя Бориса Григорьевича Юсупова в середине XVIII столетия. Его потомки бережно хранили эту коллекцию, выделив для нее один из самых известных залов усадьбы Архангельское – первую Зимнюю комнату южной анфилады Большого дома дворца. Интерьеры зала составляли и предметы эпохи рококо, и предметы, стилизованные под «время Ротари». В Подмосковье зал с коллекцией полотен Пьетро Ротари существовал только у князей Юсуповых

Сегодня работы Пьетро Ротари экспонируются в Государственном музее-заповеднике «Остафьево» ‒ «Русский Парнас» в рамках соглашения о сотрудничестве. Это двадцать пять знаковых для мастера работ – так называемые «женские головки» – небольшие изображения девушек и женщин, занятых рукоделием, чтением, написанием письма, держащих в руках молитвенник или букет цветов. Характерная для стиля рококо нюансировка душевного состояния героинь, будь то грусть, смех, нежность, игривость, кокетство или усталость сочетается в полотнах Ротари с достоверным воспроизведением не только русских, но и стилизованных польских, венгерских, турецких костюмов. Художник был не просто знатоком исторического национального платья, но даже снискал славу усердного собирателя «костюмных документов».

Образы, рожденные фантазией и мастерством Ротари ‒ прелестные модели, зачарованные собственным совершенством.

Даты проведения выставки:  14.11.2020 - 14.11.2024 г.

photo_2022-03-03_12-06-39.jpg