Один из современных мастеров болгарского плаката, куратор выставки, профессор Божидар Йонов назвал плакат «может быть, самым сконцентрированным, самым лучшим искусством, которое может за считанные секунды пленить, афишировать и провоцировать зрителя».
Театральный плакат — это первое, с чем встречается зритель, это квинтэссенция того, что представляет собой спектакль, это своего рода его обложка, неотъемлемая часть, а его создатель — полноценный «автор» театра со своим особым языком. Перефразируя известную формулу, можно сказать, что «театр начинается с плаката».
Плакат как самоценное произведение искусства необходим для спектакля, он неотделим от магии театра. В его основе хранятся визуальные смыслы, принципы режиссёрского решения, которые превращаются то в послание любви, то в образы простого документа или обычной записи в дневнике. При этом сам по себе плакат находится как бы на перекрёстке эмоционального и рационального, изобразительного и шрифтового воздействия. Он может идти по пути прямого визуального комментария к спектаклю, помогая раскрытию режиссёрско-актёрского замысла, а может вести собственную творческую линию, далеко уводя от основного направления, тем самым стимулируя активность зрителя и повышая насыщенность восприятия.
В XXI веке театральный плакат постепенно теряет свои информационные возможности, превращаясь в реликт, в объект особой ценности. Период царствования бумажных плакатов и рекламных афиш близится к завершению, и театральный плакат как жанр становится мемориальным. Но при этом в камерном театральном пространстве оригинальный художественный плакат продолжает выполнять свою функцию — привлекать и информировать зрителя, вызывая его интерес. Он постепенно переходит в новое качество, превращаясь в средство авторского самовыражения. Сегодня театральный плакат — это своего рода социальная сеть, визуальный вай-фай, определённый вид медиа, дающий возможность театру расширить «зону охвата» эмоционального контакта со зрителем.
Экспозиция «Болгарский театральный плакат» представляет лучшие работы из коллекции Международной триеннале сценического плаката (Болгария), которая была организована в 1994 году Божидаром Икономовым, Божидаром Йоновым и Албеной Спасовой. Цель этой частной культурной организации — стимулировать развитие жанра плаката, пробуждать и развивать интерес общества к этому самому коммуникативному и демократичному виду искусства. Международная триеннале сценического плаката имеет в активе 8 фестивалей и более 100 мероприятий, проведенных в 30 городах 15 стран мира (Нью-Йорк, Токио, Лейпциг, Женева, Вена, Прага, Брюссель, Москва, Базель, Варшава, Каир, Париж, Братислава, Берлин и др.).
Зрителю предоставляется возможность познакомиться с работами 23 авторов. Все они принадлежат к нескольким творческим поколениям, а их достижения отражают процессы, явления, преемственность и новые направления в графическом дизайне Болгарии на протяжении 40–50 последних лет.