Главный усадебный дом


Посмотреть изображение

Главный дом остафьевской усадьбы постепенно приобретает свой первоначальный облик. В 2013 году практически закончены работы по отделке внешнего фасада дворца. На треугольном фронтоне появился долгожданный герб рода князей Вяземских, стены украшают изысканные архитектурные элементы. Весь дом преобразился и стал похож на лебедя, раскинувшего крылья-галереи над прудом.

Планировка основного ядра архитектурно-паркового ансамбля повторяет планировку усадьбы предыдущих владельцев Остафьева Матвеевых.

После выхода в отставку в 1800 году князь Андрей Иванович Вяземский приступил к работам по возведению двухэтажного дома.

Дом был построен в стиле зрелого классицизма по проекту неизвестного архитектора и представлял собой двухэтажное кирпичное здание, увенчанное бельведером, соединенное открытыми галереями с двумя флигелями. Нижний этаж занимали парадные комнаты, верхний – жилые помещения.

Парадные комнаты были всегда открыты для многочисленных гостей, собиравшихся по вечерам в овальном зале. Мерцающие огни освещали стены из розового искусственного мрамора с сероватыми коринфскими полуколоннами. Здесь устраивались балы и праздничные приемы.

Высокие застекленные двери зала в летний период настежь открывались в регулярный парк, который плавно переходил в пейзажный. Здесь можно было побродить в лабиринте извилистых дорожек. Каждый поворот открывал новые виды: камерные уголки или торжественный перспективы.

Кроме дома в состав ансамбля усадьбы входили, ныне большей частью утраченные, строения: оранжереи, грунтовый сарай, каменные людские покои, кирпичный завод, деревянные амбары и сараи, теплицы, парники, Горбатый мостик и мост-плотина через реку Любучу.

К 1807 году были завершены основные работы по созданию архитектурно-паркового ансамбля. Окончательная отделка дома была произведена Петром Андреевичем Вяземским в 1810-1820-х гг.

Бельведер остафьевского дворца

Для получения законченного архитектурного образа остафьевского дворца воссоздание утраченного бельведера в первоначальных габаритах и формах очень важно. Восстановленный в 2012 году бельведер придает внешнему виду дворца торжественность и позволяет воссоздать забытый образ летнего загородного дворца, являющегося архитектурным центром окружающего ландшафта.

Бельведер - слово итальянское (belvedere), и в переводе на русский язык означает "прекрасный вид".

В архитектурном словаре трактуется, как «площадка или помещение наверху здания, а также небольшая постройка на возвышенном месте, служащие для обозрения окружающей местности. Ревнители чистоты русского языка XIX в. это сооружение называли МИЛОВИДА».

Архитектура бельведера Главного дома усадьбы Остафьево – одна из самых выразительных и в то же время «классических» в ряду русских деревянных бельведеров конца XVIII – начала XIX веков. Но как наиболее уязвимая часть здания, простояв более полувека, бельведер был разобран по причине ветхости, а конструкции его основания использовали для перекрытия кровли в этом месте плоским куполом.

Композиция проектного фасада остафьевского дворца с его флигелями, галереями, большим домом с шестиколонным портиком и бельведером производит впечатление необыкновенной отточенности и уравновешенности, свойственное архитектурным работам школы М.Ф.Казакова. Воссозданный бельведер придает особенную нарядность фасаду и является вертикальной доминантой всего здания.


Посмотреть изображениеПосмотреть изображениеПосмотреть изображениеПосмотреть изображениеПосмотреть изображениеПосмотреть изображениеПосмотреть изображениеПосмотреть изображение

© «Государственный музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас»
108824 г.Москва,
п.Рязановское, с.Остафьево,
(495)817-3000 доб.6-4218
E-mail: parnas@ostafyevomuseum.ru


Разработка и техническое сопровождение –
ФГБУ ГИВЦ Минкультуры





Яндекс.Метрика