Разделитель

Фонды Остафьево: гравюра «Рождество» начала XIX века

07.01.2022
Фонды Остафьево: гравюра «Рождество» начала XIX века

          Forget по рисунку Blaizot. Париж,начало XIX века,гравюра на меди,33,5 х 24,5.jpg     

                Евангельский сюжет «Рождество Христово» один из любимых у художников и ценителей изобразительного искусства. Его иконография начала складываться еще в раннехристианский период, и, хотя на протяжении веков она развивалась, добавлялись подробности, персонажи, но первооснова изображения чудесного рождения Спасителя оставалась неизменна. Иконография событий Рождества построена на текстах Нового Завета от Матфея и Луки, а также на апокрифической литературе о жизни Иисуса Христа и Девы Марии.

                В Евангелии от Луки читаем, что римский кесарь повелел сделать перепись всего населения империи, в том числе и римской провинции - Израиля. Иосиф с беременной женой Марией отправился в Вифлеем, город из которого происходил его род, и где он должен был записаться. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».(1) В тех краях пастухи стерегли свое стадо, ночью предстал перед ними Ангел Господень и возвестил им великую радость рождения Спасителя. Пастухи поспешили в Вифлеем убедиться в известии «пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях». (2)

                Попробуем «прочитать» евангельский рассказ в гравюре «Рождество» начала XIX века из фондового собрания музея и разобраться в тонкостях и символах изображения сюжета. Художник, следуя евангельской истории, представляет момент поклонения пастухов Младенцу Христу, соединяя два библейских события (Рождество и Поклонение пастухов) в одной сцене. В центре композиции фигура Новорожденного, полулежащего на ложе, устроенного поверх соломы, под навесом в хлеву, вокруг головы Младенца сияющий нимб и вся фигура Его излучает божественный свет и сияние. В левом верхнем углу листа - Вифлеемская звезда, исходящий из нее луч указывает на Святое Дитя. Все персонажи сюжета сосредоточены вокруг Младенца Иисуса, расположение их фигур напоминает равносторонний треугольник с вершиной на крыше навеса. Такое композиционное решение создает впечатление равновесия, гармонии, фокусирует внимание на сакральном центре события – воплощении Бога в человеке. Дева Мария изображена сидящей на возвышении, наподобие трона, по обычаю такой тип изображения Богоматери означает, что Она не мучилась при родах как обычная женщина и Богомладенец появился на свет чудесным образом. Мария, склонившись к Младенцу, показывает Сына пастухам, поднимая вуаль, прикрывающую Его. Величавый образ Царицы Небесной полон смирения, почитания Бога. Стоящий за спиной Марии Иосиф - Обручник с недоверием смотрит на рожденного Младенца, образ Иосифа в иконографии Рождества традиционно выражает сомнение в непорочном зачатии. Напротив Марии художник расположил фигуры двух пастухов, поклоняющихся Спасителю. Образы пастухов несут несколько смысловых нагрузок в изображении рождественских сюжетов: они рассказали миру о рождении Мессии, их можно представить как первых апостолов; слово пастух тождественно слову «пастырь», духовный наставник. Как правило, символично они представляют два возраста: молодой и зрелый. Старший, стоя на коленях, сложил руки в «говорящих» жестах: одна рука прижата к груди, вторая указывает на лежащего на земле ягненка готового для жертвоприношения. Здесь видим аллюзию на Агнца Божия и Его искупительную жертву во имя людей. Неслучайно ложе Младенца Христа в гравюре напоминает алтарь– жертвенник. Присутствие овец не упоминается в Евангелии в сцене Рождества, но пастухи пасли стадо и могли привести ягненка с собой. Фигура молодой женщины с корзиной на голове, скорее всего представляет одну из повитух, приглашенных Иосифом к роженице. О повитухах в рассказе о Рождестве Христовом мы узнаем из апокрифических текстов: они не присутствовали при родах Марии, но одна из них – Саломея посредством чуда засвидетельствовала девственность Богоматери. В корзине голубь с распахнутыми крыльями, как символ Святого Духа. На гравюре мы видим и вола, символизирующего иудеев, согласно ветхозаветному пророчеству Исайи, познавших Евангелие и Хозяина своего и уверовавших в Спасение. Под навесом сложены снопы, на заднем плане обозначен пейзаж. В канонических текстах нет точного описания убежища, в котором родился Иисус Христос, поэтому художники часто представляли его как хозяйственное строение под крышей, а снопы колосьев могли намекать на Таинство Евхаристии. Образ Младенца Христа соединил в себе детские и взрослые черты одновременно: вдумчивый, отрешенный взгляд, хорошо проработанная мускулатура торса, и вместе с тем, как трогательно сложил Младенец пухлые ножки. Для христиан Спаситель вне возраста и времени, Сын Бога воплотился в ребенке, чтобы прийти к людям и стать искупительной жертвой за грехи их.

                Гравер с помощью ритма линий и штрихов создает скульптурные формы персонажей с гармоничными пропорциями, близкими античным образцам, «одевает» их в туники, стремясь приблизиться к достоверному изображению эпохи рождественской истории. Он создает четкую, симметричную композицию рисунка и идеальные образы, которые располагает словно в театральной мизансцене. Подобные гравюры, являясь самостоятельным произведением, в тоже время, как во время их создания в минувшие века, так и в наше время, выступают в качестве иллюстраций Священного Писания, помогают постичь его смысл, приближают персонажей Библии к обычным людям, выполняют просветительские задачи.

И. Седакова.

Примечания.

(1) - Лк.2: 6 -7

(2) - Лк.2: 16

Использованная литература.

1.Святое Евангелие. От Матфея Святое Благовествование. М.: УКИНО «Духовное преображение»,2014.

2. Святое Евангелие. От Луки Святое Благовествование. М.: УКИНО «Духовное преображение»,2014.

              3. Протоевангелие от Иакова. apokrif.fullweb.ru

              4.Евангелие от псевдо – Матфея. apokrif.fullweb.ru

              5. Книга пророка Исайи 1:3. Толкования. azbyka.ru

            6. Н. В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии

              преимущественно византийских и русских. azbyka.ru

            7. О.В. Губарева. Рождество Христово. azbyka.ru