Разделитель

Афиша

12.07.2020
Ко дню рождения Петра Андреевича Вяземского

58c984a655ad2212957773e1c06c627f.jpg

Петр Андреевич Вяземский и Павел Петрович Вяземский. Фото 1863 года из фондового собрания музея-усадьбы.

        12 июля день рождения князя Петра Андреевича Вяземского, русского поэта, литературного критика, переводчика, публициста, государственного деятеля, первого председателя Русского исторического общества, действительного члена Академии наук, владельца усадьбы Остафьево и близкого друга А.С. Пушкина.

88abc2a5eb73848bee02d870df3630aa.jpg

Петр Андреевич Вяземский

       Он родился 12(23) июля 1792 года в Москве, получил блестящее образование. В раннем творчестве испытал мощное влияние со стороны ведущих русских поэтов конца XVIII – начала XIX вв. — Гавриила Романовича Державина, Ивана Ивановича Дмитриева, Василия Андреевича Жуковского, а также французской «легкой поэзии». Он достаточно быстро выработал собственную манеру письма, которая, по мнению А.Ф. Воейкова, поражала современников «Вольтеровой остротой и силой».

      Петр Андреевич Вяземский внес огромный вклад в развитие русской литературы XIX века. Личность Петра Андреевича уникальна. Однако он долгое время не рассматривался в качестве самостоятельного и крупного явления в русской литературе. Уже в 1840-х гг. его поэзия перестала восприниматься критикой как актуальная, а в конце XIX в. Вяземский был практически забыт. Тем не менее, именно в 1878—1896-е гг. тиражом 650 экземпляров было издано первое Полное собрание сочинений Вяземского в 12-ти томах.

      Большой вклад в «открытие» Вяземского, как литератора, внесли в 1920-х гг. советские литературоведы Лидия Яковлевна Гинзбург и Вера Степановна Нечаева. Однако во времена советской России Вяземский воспринимался не более чем «поэт пушкинской поры» или «пушкинского круга». На первый план выдвигались ранние годы творчества поэта, подчеркивалась его «революционность», дружба с декабристами, в то время как поздние годы рассматривались как малоценные в силу своей «реакционности».

      Первая, посвященная Вяземскому книга, была издана в Вене  в 1961 г. Это была докторская диссертация австрийского слависта Гюнтера Вытженса (на русский язык она не переведена до сих пор). В 1964 г. в Милане вышла книга видного итальянского слависта Нины Михайловны Каухчишвили «Италия в жизни и творчестве П.А. Вяземского», которая до настоящего времени является самым полным исследованием итальянского периода в жизни поэта.

      В 1969 г. в Ленинграде была издана монография Максима Исааковича Гиллельсона «П.А. Вяземский. Жизнь и творчество». Это было первое в СССР издание, рассматривающее поэта Вяземского как самостоятельную личность.

      Начиная с 1980-х гг. восприятие Вяземского в истории русской литературы меняется. Он начинает рассматриваться как крупный самодостаточный поэт, оказавший мощное влияние, как на свою эпоху, так и на последующие периоды русской литературы.

      Уже в наше время были опубликованы «Звезда разрозненной плеяды!…» В.Г. Перельмутера (1993), «Князь П. А. Вяземский и Пушкин. Очерк истории личных и творческих отношений» Д.П. Ивинского (1994), «Вяземский: власть и общество в дореформенной России» П.В. Акульшина (2001), «Вяземский» В.В. Бондаренко (2004), «История одного семейства. Карамзины. Вяземские» И. И. Рожанковской (2008), «И дни мои чернее ночи…» Князь П.А. Вяземский: человек и его болезнь» Л.А. Юферова (2008).

       Особое внимание заслуживает «Остафьевский архив» князей Вяземских. Стараниями последних владельцев усадьбы графов Шереметевых он был опубликован в 1899 – 1913 гг.

       В 1995 – 1996 гг. было осуществлено репринтное воспроизведение первых 3-х томов.

       Архивы князей Вяземских хранятся в Российском архиве литературы и искусств, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке, Институте русской литературы. На сегодняшний день большая часть материалов не опубликована.

      В Остафьевском архиве, а так же в письмах князю П.А.Вяземскому многократно упоминается о праздновании в Остафьеве Петрова дня.

     В торжественный день гости съезжались в усадьбу с раннего утра, а иногда и с вечера накануне. По традиции, в день своего Ангела именинник с благоговением шёл к заутрене и обедне, выслушав которые, просил священника отпеть благодарственный молебен Богу о своём здравии, после чего, вернувшись, домой, наилучшим образом угощал своих приятелей и родственников обедом. Иногда в библиотечных комнатах ставилась сцена, и давались любительские спектакли, пелись сочинённые на случай куплеты.

     На противоположной стороне остафьевского пруда были «увеселительные места», туда вёл паром, также можно было добраться на плоту, о котором в семье Вяземских сохранилось предание. В день праздника, все гости перебирались на плоту на противоположную сторону пруда, где происходило празднество, были установлены качели и водили хороводы. Плот качнуло. Все начали метаться, а плот стало заливать водой…. Гости достигли берега, хотя и мокрые, а дамы были в бальных платьях…. В июле 1819 года Карамзин вспоминал об этом инциденте в одном из писем «Измены остафьевского плота давно славятся в свете. Не в первый ли раз, от начала мира, утонуло мороженое? Князь Пётр мог бы на этот случай написать остроумное послание к щуке опасного пруда своего…»

      День заканчивался балом в зале, освещённой расставленными по карнизу сотнями плошек и стаканчиков, прерываемым столь же обильным ужином и непременным фейервергом, огневой забавой, без которой не обходился ни один праздник.

                                                                                            

  Т. Мокеева

                                                                       Государственный музей-усадьба

                                                                       «Остафьево» – «Русский Парнас».