В постсоветское время Государственный музей-усадьба «Остафьево» – «Русский Парнас» выступил инициатором создания нескольких медалей, посвящённых деятелям культуры, владевшим усадьбой или посещавшим её. По заказу музея две медали с изображением Н.М. Карамзина в 2006 году выполнил санкт-петербургский скульптор, заслуженный художник Российской Федерации, доктор искусствоведения Вениамин Георгиевич Сидоренко (г.р.1938). Медали диаметром 70 мм отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе в двух вариантах каждая: в томпаке (тиражом 100 экз.) и серебре (тиражом 2 экз.).
Аверсы медалей одинаковы. В центре – портретное изображение Н.М. Карамзина в лёгком повороте вправо. Сверху и снизу по окружности надпись «НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ / КАРАМЗИН». Слева и справа от портрета – годы жизни «1766» /«1826».
Автор предлагает иную, чем у М.Б. Романовской, трактовку образа, придаёт особое значение выражению лица: сосредоточенный взгляд, глубокие морщины, чёткая прорисовка прядей волос, сжатые губы, волевой подбородок – портрет приобретает индивидуальные черты. В отличие от медали 1977 года, где лицо молодо, умиротворено и спокойно, а черты лица сглажены, здесь изображён человек, уже много переживший и осознавший свою миссию.
Композиция медали В.Г. Сидоренко включает свободное поле, которое в предыдущей медали почти отсутствует. Сочетание гладкого поля с высоким рельефом портретного изображения удерживает внимание зрителя на лице Карамзина. Сдержанная эмоциональность, возвышенность образа, предельная чёткость выражения составляют отличительные черты данного портрета.
На реверсе первого варианта медали изображён памятник Н.М. Карамзину в Остафьеве. Слева и справа от него в две строки надпись «УСТАНОВЛЕН ГРАФОМ / С.Д. ШЕРЕМЕТЕВЫМ // МУЗЕЙ•УСАДЬБА ОСТАФЬЕВО• / •РУССКИЙ ПАРНАС•»; внизу – год установки памятника «•1911•». На свободном поле медали под постаментом – монограмма Санкт-Петербургского монетного двора.
После представления образа Карамзина на лицевой стороне медали автор отсылает зрителя к месту, где он работал над главной книгой своей жизни, где ему установлен памятник, – к усадьбе Остафьево.
На реверсе второго варианта медали изображён свиток с надписью в четыре строки: «Остафьево /достопамятно /для моего /сердца…». Слева от свитка – горящая свеча и чернильница с пером, справа – три цветка. Внизу медали – монограмма Санкт-Петербургского монетного двора.
О символическом значении таких предметов, как свеча и чернильный прибор мы уже говорили в первом видео, а цветок маргаритка приходится европейской сестрой русской ромашке. Если вспомнить, что Карамзин своими переводами, своей редакторской деятельностью в «Вестнике Европы» способствовал взаимопроникновению русской и европейской литературы, то в маргаритках можно увидеть метафору этих межкультурных связей.
Распустившиеся цветы символизируют мимолётность жизни и духовный расцвет. Кроме того, маргаритки, которых и сейчас в усадьбе множество, напоминают о самом Остафьеве. Автор медали, Вениамин Георгиевич, вспоминает, что в период работы над медалью часто посещал Остафьево. В один из своих приездов, гуляя по усадебному парку, он услышал рассказ о Карамзине, который, пребывая в Остафьеве, смотрел из окна своего кабинета и видел поляну, белую от цветущих маргариток.
Значительная часть жизненного пути Н.М. Карамзина связана с усадьбой, где он жил и работал в окружении родных и близких, где любил простоту, естественность и совершал ежедневные прогулки «…в какую пору года ни было бы и в какую бы ни было погоду»[1]. Его слова: «Остафьево достопамятно для моего сердца…» − это подтверждают.
Бортики аверса и реверса медалей, естественным образом ограничивающие изображения, удачно подчёркивают впечатление цельности и законченности всей композиции.
[1] Вяземский П.А. Старая записная книжка. М., 2000. С. 177.