Разделитель

Фонды Остафьево: усадебные пейзажи в акварелях Леонида Зорина

14.04.2021
Фонды Остафьево: усадебные пейзажи в акварелях Леонида Зорина

         На выставке пейзажа в музее - усадьбе Остафьево можно увидеть акварели замечательного художника, архитектора, педагога Леонида Николаевича Зорина (родился в 1955 году), члена Союза художников России, участника многочисленных художественных выставок. Творческий путь Леонида Николаевича уже многие годы соприкасается с усадебным миром Остафьева. Виды парка и усадебного дома - частый натурный объект для рисования, художественных поисков мастера, а село Остафьево - близкое, дорогое место в Новой Москве.  В стенах нашего музея не раз открывались персональные выставки Зорина, сегодня вниманию зрителей мы предлагаем четыре пейзажа, запечатлевшие Остафьево в 1997 году.

Л.Н. Зорин( род.1955) Пруд. Россия,1977 г., бумага,акварель, 38,0х55,0.jpg

       В акварели «Пруд» старинный усадебный дом возвышается на берегу пруда, сквозь голые деревья на берегу можно рассмотреть фасад, галереи, флигели, за домом плотной стеной деревья парка. На первом плане листа -  пруд, покрытый тающим льдом. Ранняя весна, пасмурно, нежные серо – жемчужные переливы тонов так достоверно изображают стылую воду, лед, что ощущаешь холод, идущий от пруда. Спокойная мягкая палитра рисунка словно подсвечивается небольшим ярким лазоревым фрагментом неба над парком. Вид на парадный фасад главного усадебного дома лишен торжественности, легкая, воздушная акварель передает лирическое настроение, рождающееся при созерцании мотива.

Л.Н.Зорин(род.1955) В парке. Россия,1977 г.,бумага,акварель,19,5х27,5.jpg

         Лист «В парке» представляет восточный флигель и часть галереи остафьевского дома со стороны парка. Как и на предыдущей акварели мы видим внешний облик дома советского периода, до реставрации последних лет: стены дома выкрашены в желтый цвет, галереи застеклены, нет бельведера. Северный камерный фасад выступает сквозь ряды старых лип, реалистично изображен снег волнами покрывающий землю, из подтаявших сугробов пробиваются сухие прошлогодние травинки. Яркий полнозвучный синий цвет заливает весь лист, служит организующим началом в композиции рисунка. Будто лазоревые небеса отражаются в снежном поле на земле. Такое яркое небо бывает в конце зимы, когда уже чувствуется приближение весны, и в солнечные дни небо приобретает волшебную синеву, и от деревьев падают длинные голубые тени.

Л.Н.Зорин(род.1955). Дача Шуленбурга.Россия,1977 г.,бумага,акварель, 28,5х41,5.jpg

       Словно видение из прошлого предстает перед зрителем дом в акварели «Дача Шуленбурга». Извилистая дорожка через парк ведет зрителя к таинственному дому, его архитектурные детали довольно четко прорисованы, позволяют рассмотреть подробности фасадного убранства. Дальний план пейзажа, окружающего дом, нарисован обобщенно, размытыми текучими красками. Среди темных стволов деревьев сумрачного, старинного парка   выразительно звучит цвет насыщенной охры деревянного крашенного дома.

Л.Н.Зорин (род.1955). Остафьево. Россия, 1977 г.,бумага,акварель,30,0х42,0.jpg

       Лист «Остафьево» знакомит с пейзажем, который открывался взгляду более двадцати лет назад: вид на село Остафьево с Троицкой церковью со стороны поля. Мирные ряды убранного поля, на втором плане церковь, вокруг нее одноэтажные дома, рядом пасутся коровы, сквозь деревья просматривается усадебный дворец. Песочные, коричневые тона земли, жухлой травы, деревьев в сочетании с серыми тонами неба, крыш строений передают тихое осеннее состояние природы. Скромный мотив, написанный художником, вызывает в памяти среднерусские пейзажи, что-то милое и родное видится в нем. Неуловимый дух прошлого ощущается в этом пейзаже, а сегодня это поле застроено, на нем кипит современная жизнь, время идет вперед.

       Ясным, легким акварелям Леонида Зорина подвластны звучные, яркие цвета и тонкие нюансы оттенков, размывка пятен и проработка мелких деталей. В лиричных камерных работах чувствуется зоркий взгляд и твердая рука офортиста и архитектора. Акварели с видами Остафьева передают эмоциональное отношение художника к старинной усадьбе и вызывают у зрителей ответные чувства, и вместе с тем служат поэтическими и документальными свидетельствами не так давно ушедшего времени.

Автор: Ирина Седакова

Видео смотрите по ссылке https://youtu.be/SxlnxoPkNXI