Разделитель

Голова Диониса из фондового собрания музея

04.03.2021
Голова Диониса из фондового собрания музея

      Среди экспонатов библиотеки остафьевского дома обращает на себя внимание мраморный бюст юноши. Иконография изображения позволяет предположить, что бюст представляет греческого бога Диониса, бога вина и виноделия, покровителя растительных сил природы, одного из двенадцати правящих олимпийских богов. Неизвестный мастер выполнил голову Диониса в XIX веке, возможно по римской копии II века, хранящейся в музее Капитолия в Риме, и восходящей к греческому оригиналу второй половины IV века до нашей эры. Скульптор воплотил широко распространенный иконографический тип юного Диониса: мягкий овал лица с «греческим» профилем (линия носа продолжает линию лба), на небольших устах легкая улыбка, нежно очерченный подбородок, зрачки глаз не проработаны, склоненная к левому плечу голова убрана изящной прической. Волнистые волосы, разделенные пробором, подвязаны лентой и собраны на затылке бантом, к плечам сбегают длинные пряди, тугие спирали локонов спускаются вдоль шеи. Голова украшена венком из листьев и ягод вечнозеленого плюща, символизирующего жизненные силы, бессмертие, ведь по легенде Дионис – бог умирающий и воскресающий вновь.

     Две небольшие грозди ягод плюща расположены симметрично на голове надо лбом молодого бога, как возможный намек на маленькие рожки: Диониса как божество, связанное с земледелием, часто изображали с бычьими рогами – символом могущества, жизненной энергии. В древнегреческой мифологии у Диониса много имен, выражающих разные смыслы его природы, в том числе и «плющевой», и «рогатый». Традиционно символом Диониса (у римлян - Вакха) были листья и плоды винограда, схожие с плющом по рисунку, символизирующие виноделие, плодородие, полноту и радость бытия. Согласно классической традиции Дионис сын Зевса-громовержца и смертной женщины Семелы. В пересказе историка, писателя Н.А. Куна Дионис «вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие», «с веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну», «он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино». Празднества в честь юного бога – «Дионисии» – послужили началом театральных представлений в древней Греции.

     Голова Диониса представляет обобщенный идеальный образ прекрасного юноши, здесь нет индивидуальности, характера, лишь легкая неопределенная улыбка пластического совершенства, обитающего в возвышенных мирах. Гладко обработанная поверхность мрамора в области лица и шеи, словно светящегося изнутри, реалистично передает фактуру человеческого тела, добавляя скульптуре жизненности, одухотворенности, а спокойный тон камня, слегка пожелтевший от времени придает очертаниям формы мягкости и теплоты.

     Три поколения князей Вяземских наполнили остафьевский дом обширными коллекциями произведений искусства, была среди них и коллекция скульптуры, в том числе антики, средневековая деревянная и копии с классических античных статуй.

     Когда бюст Диониса поселился в Остафьеве, кто из владельцев усадьбы приобрел его, пока достоверно неизвестно, но на фотографии интерьера дома начала XX века, он украшает ту самую угловую библиотеку, где располагается и в настоящее время. В 1930 году при закрытии музея в Остафьеве все предметы коллекции были вывезены из дома и распределены по разным учреждениям культуры, частично утеряны. На долгие годы был утрачен и бюст Диониса, но ему было суждено пережить новое рождение из темных недр земли и мусора, скопившегося в подвале под усадебным домом более чем за полвека. При расчистке подвальных помещений в 1990 году рабочие обнаружили голову Диониса, словно как и в древнегреческом мифе бог Дионис на время спускался в царство Аида, а затем вернулся и занял свое место в парадной анфиладе дома, посвященного «Парнасу», где согласно древнегреческой мифологии обитают поэты и музы.

Видео по теме смотрите на нашем канале YouTube: https://youtu.be/fXaHYA5mGq0

Автор: Ирина Седакова