Разделитель

Фонды "Остафьево": портрет П.С.Шереметева

30.11.2020
Фонды "Остафьево": портрет П.С.Шереметева

  В ноябре тяжелого для России 1943 года ушел из жизни граф Павел Сергеевич Шереметев (1871 -1943), хранитель Остафьева, чуткий художник, дороживший исторической памятью родной земли. Получив историко - филологическое образование граф сосредоточил профессиональные интересы на изучении и сохранении памятников искусства и старины, много душевных сил, заботы посвятил музею в Остафьеве. На долю Павла Сергеевича, как и многих его современников, выпало немало тяжелых испытаний: участие в русско-японской войне, первой мировой войне, трагичные переломные годы революции и гражданской войны, потеря родных и близких людей. Любовь и поддержка семьи помогали пережить испытания и давали силы справиться с невзгодами. Единственный сын Павла Сергеевича, Василий Павлович (1922 - 1989), вдохновлённый примером отца, стал художником. В 1941 году, до того как добровольцем уйти на фронт, он выполнил портрет отца в технике пастели. Фамильная реликвия долго хранилась в семье, а в 2010 году единственная внучка Павла Сергеевича, Евдокия Васильевна Шереметева, продолжатель творческой династии художников, подарила портрет остафьевскому музею.

    Погрудный портрет представляет графа Шереметева в преклонные годы. Крупный план, нейтральный фон и отсутствие деталей фокусируют внимание зрителя на лице портретируемого, а поворот головы в четверть придает статичной композиции внутреннее движение. Приглушенный колорит рисунка с преобладанием серых тонов подчеркивает мягкую , интимную атмосферу портрета, в тоже время наполняет его ощущением тревожности и печали. Родственные доверительные отношения между художником и личностью портретируемого позволяют художнику глубже проникнуть во внутренний мир героя портрета, почувствовать его эмоциональное состояние. Сын рисует отца спокойным, внешне сдержанным человеком, погруженным в размышления, его образ полон внутреннего достоинства и вместе с тем в нем угадываются смирение и душевная надломленность. Нам открывается взгляд еще очень молодого художника на дорогого ему человека, которого после возвращения с войны ему уже не доведется обнять.

И.Седакова.