Разделитель

Афиша

19.11.2020
В музее-усадьбе «Остафьево» появился «Кабинет мод и граций»

В музее-усадьбе «Остафьево» появился «Кабинет мод и граций». Так называется выставка портретов итальянского художника Пьетро Ротари из собрания князей Юсуповых. Пока в музее-усадьбе «Архангельское» идет реставрация, экспонаты гостят в Остафьево.

В мужской половине усадьбы «Остафьево» с недавних пор разместились прекрасные незнакомки. Они остановились в гостиной, между комнатой, в которой предположительно жил Александр Пушкин и кабинетом, где, возможно, писал главы «Истории государства Российского» Николай Карамзин.

Этим гостьям — два с половиной века. После смерти их создателя — художника Пьетро Ротари — в 1762-ом году портреты девушек привезли из Италии, поселили в Петергофе, по указу Екатерины II. Князь Юсупов — владелец усадьбы Архангельское, заинтересовавшись искусством, купил три десятка картин Ротари.

Людмила Гринева, замдиректора по учёту и хранению музея-усадьбы «Архангельское»: «Долгие годы эти картины находились в малом дворце Капризе. Не все их видели, но многие слышали о том, что они есть. И рождались анекдоты, что якобы есть потайная комната, в которой висят портреты женщин, любовью которых был награжден Николай Борисович.

С середины XIX века итальянок вывели в свет: они украсили один из самых известных залов усадьбы «Архангельское» — первую Зимнюю комнату южной анфилады Большого дома дворца. Интерьеры зала составляли и предметы эпохи рококо, и предметы, стилизованные под «время Ротари». В связи с реставрацией дворца на год картины переданы усадьбе «Остафьево».

«Первый раз они покидают усадьбу „Ахангельское“, чтобы посетить усадьбу „Остафьево“. Я уверен, что это будет очень хорошая и правильная история, в которой эти работы по-другому себя покажут. Эти работы по-другому в этом пространстве себя поведут», — считает директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный.

25 женских портретов. «Головки» — так стали называть этот живописный жанр итальянца Пьетро Ротари. Художник изображал женщин по плечи и сам именовал свои работы — «страсти».

«Можно увидеть женщину читающую, задумавшуюся, плачущую, переживающую страдания, или радующуюся весточки любимого, разного возраста», — перечисляет Людмила Гринева.

Моделей у Ротари было всего несколько. Художник переодевал их в костюмы поселянок разных народов, он был знатоком исторического национального платья. Последние шесть лет жизни Пьетро Ротари был придворным портретистом в Петербурге. В Россию итальянца пригласила императрица Елизавета Петровна. Творчество Ротари оказало большое влияние на многих русских живописцев. Фактически он создал новый живописный жанр — головной этюд. https://tvkultura.ru/article/show/article_id/372267/