Разделитель

Постоянные экспозиции

День Святой Троицы в Остафьеве

3485-Image-25.jpg

          Праздник Троицы – один из главных и красивейших христианских праздников в православии. Он отмечается в такое время, когда распускаются цветы, а на деревьях появляется листва.

        Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. По русской традиции, пол храма и домов в праздник устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений священнослужителей ‒ зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу. Троица ‒ очень красивый и любимый в народе праздник.

       В старину на Троицыной неделе девушки ломали березовые ветки и украшали дом снаружи и внутри. В четверг детей утром кормили традиционным блюдом ‒яичницей, символизировавшей яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу. Ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу. В субботу, накануне дня Святой Троицы, у верующих был один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем. В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. В этот день храмы украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу. Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют – трапезу повторяли, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по селу. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле. Как повелось в России, православные праздники тесно переплетаются с народными традициями: так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из ветвей, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги. Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень на Троицу символизирует в народной традиции жизнь. Украшая дома ветвями, травами и цветами, люди выражают радость. Исторически сложилось, что для этого используют именно ветки березы. Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги, караваи, завивали венки из берёзы и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах. А специально для девиц на Троицу готовили козули – круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу, которую девушки устраивали в роще после завивания березки: украшали ее ленточками, цветами, плели венки из ее тонких ветвей. Через эти венки девушки кумились – подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: «Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться». Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу. После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие песни.

        В 2020 году светлый праздник Троицы выпадает на 7 июня – воскресенье. Для остафьевского храма Живоначальной Троицы ‒это знаковый праздник. В селе и усадьбе Троицын день отмечали с особой торжественностью.

Панихида по Пушкину 6.06.99 (2).jpg

       Во времена князей Вяземских многочисленные гости, будучи верующими людьми, непременно бывали в этом храме. В некрополе храма нашли свой последний приют малолетние сыновья поэта П.А. Вяземского и его внучка – графиня Е.П. Шереметева. До Вяземских Остафьевом вместе с окрестными землями владел купец и промышленник из тульских крестьян К.М. Матвеев. Деятельный предприниматель устроил в здесь суконную фабрику, выстроил дом, а церковь возводила после его кончины супруга Анисья. Здание было построено по всем канонам православной архитектуры, в стиле зрелого классицизма.

        Продольная ось сооружения проходила с запада на восток, основное пространство с алтарем на востоке венчалось ротондой с куполом и одиночной главой на цилиндрическом барабане. Отличается здешний купол наличием 4-х слуховых окон ‒ люкарн, такие декоративные элементы встречаются нечасто. На западной оконечности выстроена колокольня с примыкающей к ней трапезной.

       В 1792 году обладателем Остафьева стал князь А.И. Вяземский, отец будущего поэта П.А. Вземского, друга А.С. Пушкина.

       Все семейные и православные праздники были неотъемлемой частью усадебной жизни князей Вяземских. По сохранившимся воспоминаниям шотландского путешественника Роберта Кер-Портера мы можем сегодня представить, как проходил Троицын день в Остафьеве. В «Заметках о путешествии по России и Швейцарии с 1805 по 1806 гг.» он написал о визите к Андрею Ивановичу Вяземскому в Троицын день 1806 года. Самое яркое впечатление произвел на Р. Кер-Портера церковный ритуал. Он вошел в храм припозднившись и увидел всех в сборе: семейство Вяземских, гостей, прислугу и одетых «по- праздничному» крестьян. «Пол был устлан цветами и зеленой травой, и у каждого был в руках букетик. Мне тогда дали один при входе, ‒ записал Кер-Портер. Далее он пишет: «…В конце все… стали на колени, держа букеты перед лицами. Я не мог добиться объяснения духовного смысла этих букетов; некоторые мне сказали, что это первое весеннее приношение, другие ‒ что это для того, чтобы утирать слезы, проливаемые во время службы…»

       Прошли годы репрессий, когда разграблялись, разорялись и закрывались храмы, арестовывались священнослужители. Поэтому очень радостно, что сегодня мы возвращаемся к нашим традициям. И празднование Дня Святой Троицы в Остафьеве ‒ одна из них.

3485-Image-22.jpg

       Неоднократно этот праздник совпадал с важным событием в новой истории усадьбы Остафьево. В первое воскресенье июня вот уже не один десяток лет здесь отмечается Пушкинский праздник поэзии. Особые чувства на гостей праздника производит праздничный крестный ход, путь которого начинается от стен Храма Живоначальной Троицы. Верующие под тожественный колокольный звон, произнося песнопения и держа в руках кресты, иконы, хоругви, во главе с настоятелем храма отцом Михаилом направляются к памятнику А.С. Пушкину, установленному в усадебном парке. После произнесения торжественных речей, крестный ход завершается молебном, прославляя Бога и прося милости и благодатной поддержки для всех присутствующих. И, как в старые добрые времена, участники танцевальных коллективов водят хороводы, исполняют старинные обряды, радуясь светлому праздничному дню.

        К сожалению, в связи с возникшей эпидемиологической ситуацией, впервые Пушкинский праздник поэзии в Остафьеве впервые проходит в онлайн режиме. Но несмотря на это, хочется надеяться, что все нынешние трудности будут успешно преодолены, и открывшийся музей с благодарностью примет своих посетителей.

Автор: Ученый секретарь Мокеева Татьяна