Многие жители городов в наши дни страдают от шума: гул бесконечных грузовых и легковых машин, автобусов, звон трамваев, грохот доносящийся со строек, голоса на улицах, ближе к ночи засыпающий город вдруг оглушают крики загулявшей компании. Цивилизация принесла в нашу жизнь много разнообразных звуков. Невольно думаешь, что раньше в городах было тихо. А вот и нет: горожан прошлых столетий тоже беспокоил шум. В фондовом собрании музея хранится авторская гравюра знаменитого английского художника, гравера, теоретика искусства Уильяма Хогарта (1697 – 1764) «Взбешенный музыкант», которая живо иллюстрирует нам шумы Лондона первой половины восемнадцатого века.
Гравюра представляет типичные образы жителей Лондона бедного сословия, собранные автором в комическую сцену на городской улице.
Тщетно скрипач пытался музицировать, звуки улицы не давали ему такой возможности, он выглянул в окно и его музыкальный слух не выдержал уличной разноголосицы, пришлось срочно закрыть уши. На улице толпа горожан, каждый со своей мелодией: за окном «оступившаяся» дама с плачущим ребенком на руках жалобно тянет просьбу о подаянии, рядом девочка стрекочет трещоткой, мальчик справляет нужду под окном, уличный музыкант «исполняет партию» на гобое, молодая девушка со жбаном на голове возможно предлагает услуги прачки, точильщик ножей на станке «наигрывает мотив» с визгом и скрежетом, рядом мальчик в парике бьет в барабан, собака лает, рожок всадника издает протяжный басовый звук, выкрикивают разносчики, один из них звонит в колокольчик, в довершение на крыше кричит трубочист. Интересно, какие звуки воспроизводит попугай на фонаре? Настоящий оркестр, но без дирижера, мелодии превращаются в уличный гам.
Наблюдательный Хогарт наделяет каждого персонажа характерным движением, жестом, гримасой, подчеркивает смешные детали, одним словом создает карикатуру на жизнь лондонских улиц, противопоставляя будничную суету возвышенному настроению музыканта. Рисунок мастера реалистичный, с подвижными, гибкими линиями контуров, в нем нет еще экспрессии линий, деформации предметов, свойственных карикатурам следующих поколений художников, ирония заключается в курьезности самой ситуации. Хогарт как художник эпохи Просвещения стремится выявить изъяны общества, наполнить жанровую сцену воспитательным смыслом, и все это с чувством юмора.
Гравюра была выполнена Хогартом по собственному эскизу маслом и стала второй из задуманных трех, посвященных сатирическим сюжетам из жизни творческих личностей. Первая гравюра «Бедствующий поэт» рисует непростые финансовые будни поэта, обремененного семьей, третья, посвященная живописцу, не была исполнена. Работы Хогарта по большей части издавались циклами из нескольких листов, в которых последовательно развивалась история героев. Публика с интересом ждала развития сюжета в нашумевших сериях сатирических эстампов «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак» и других. В них художник критикует нравственные устои, пороки всех слоев современного ему английского общества.
Гравюры Хогарта пользовались огромной популярностью у современников, печатались большими тиражами и при жизни, и после смерти художника. Оттиск, хранящийся в нашем музее, отпечатан по специальной подписке около 1822 года на бумаге превосходного качества в издательской фирме «Болдуин, Крэдок и Джей» и отличается высоким качеством и хорошей сохранностью.
Хранитель фонда «Графика»
Ирина Седакова