Разделитель

Пейзаж «Осень», возвращенный в усадьбу Остафьево

Пейзаж «Осень», возвращенный в усадьбу Остафьево

В Большой гостиной парадной анфилады дворца в усадьбе Остафьево представлен пейзаж «Осень» кисти неизвестного художника начала двадцатого века, выполненный по оригиналу французского художника Жюля Дюпре (1811-1889).

photo_2023-06-29_14-50-48.jpg

На пейзаже художник изобразил могучие деревья и лесную опушку, на которой после дождя образовалось маленькое озеро, рядом с ним расположились коровы, а поодаль небольшую фигурку пастуха, сидящего на бревне. Мирная, безмятежная сцена, лишь слышно, как шумит листва богатырских деревьев под порывами ветра. Осеннее вечернее солнце освещает пейзаж, под его мягкими лучами заметно начавшееся увядание природы: часть листьев пышной кроны деревьев приобрела бурый цвет, а часть еще остается насыщенного темно-зеленого цвета. Голубовато-серое небо с белыми плотными облаками отражается в озерце, а охристые тона земли и лесной дорожки добавляют осенние ноты в колористическое решение пейзажа. Естественная закономерная жизнь природы, идущая своим чередом: меняется время года, на смену лета приходит осень.

Неизвестный художник по оригиналу Жюля Дюпре ( 1811 -1889). Осень. Начало XX века, оргалит, масло..jpg

Остафьевский пейзаж в процессе бытования был обрезан по краям, первоначально композиция охватывала более широкую перспективу, скорее всего максимально приближенную к оригиналу. Автор копии воспроизвел сдержанный колорит оригинала, ему удалось отразить переходное состояние природы при смене времени года и передать поэтическую атмосферу величественной природы, существующей извечно и незыблемо. Живопись художника-копииста более пастозная, рельефная, чем в оригинале, красочный мазок широкий, протяжный, быстрый, что в данном случае может говорить о пейзаже как этюде или штудии художника, на это указывает и материал основы, часто используемый для учебных работ – бумага на оргалите. На обороте картины можно увидеть фрагмент старой этикетки с автором, названием и размером. Когда и кто ее наклеил, пока неизвестно, но, очевидно, это было сделано до 1930 года.

Автор написал копию с «Осеннего пейзажа» 1840 - 50 гг. Жюля Дюпре, хранящегося в наше время в Государственном Эрмитаже, куда он был передан в 1922 г. из Кушелевской галереи Академии Художеств. Кушелевская галерея, основанная графом Николаем Александровичем Кушелевым-Безбородко (1834 -1862) по его завещанию пополнила музей Императорской Академии художеств. Большая часть этой коллекции состояла из произведений художников французской школы. Можем предположить, что в начале двадцатого века копию с пейзажа Дюпре выполнил воспитанник Академии, изучающий барбизонскую школу живописи.

Жюль Дюпре – выдающийся французский художник, один из создателей общества французских художников «барбизонской школы», получившей свое название по деревне Барбизон, находящейся в окрестностях Парижа на краю леса Фонтенбло. Разнообразный ландшафт и живописные окрестности этих мест были источником вдохновения для художников общества, там проходили их творческие встречи, а многие из них выбрали Барбизон и местом для жизни. На творчество Дюпре оказали влияние голландские пейзажисты 17 века и английский художник Джон Констебл. Среди представителей барбизонской школы живописи знаменитые художники Теодор Руссо (1812-1867), Жан-Франсуа Милле (1814-1875), Шарль-Франсуа Добиньи (1817-1878). Барбизонцы любили родную природу и понимали ее обыденную красоту, правдиво изображали увиденные пейзажи и сюжеты. Из мастерских они вышли на открытый воздух, много работали на пленэре, как правило, завершая картины в мастерской. В истории искусства барбизонцы – признанные мастера реалистического пейзажа с романтическим взглядом на него, своим творчеством подготовившие появление «импрессионизма» во Франции.

Скорее всего лесной пейзаж в качестве интерьерной картины в начале двадцатого века привезли в усадьбу Остафьево графы Шереметевы, владевшие усадьбой с 1898 года. В усадебных собраниях живописи, помимо оригиналов кисти известных и неизвестных художников, находилось много копий работы анонимных художников. При большом количестве усадеб в России в XVIII – начале XX веков удовлетворить спрос всех владельцев на оригинальные произведения искусства было затруднительно.

Граф Павел Сергеевич Шереметев (1871-1943) – профессиональный историк, до революции он вместе с отцом графом Сергеем Дмитриевичем обустраивал общедоступный музей в Остафьеве, изучал и описывал коллекции, а в советские годы принял на себя нелегкую должность заведующего музеем в усадьбе. Он был тонким художником-любителем, ранее мы знакомили читателей с двумя акварельными рисунками графа, хранящимися в нашем музее. Павел Сергеевич вполне мог привезти копийный пейзаж в усадьбу.

После закрытия остафьевского музея в 1930 году и вывоза из усадьбы всех коллекций, пейзаж «Осень», как и пейзаж с охотниками работы графа В.Л. Муравьева, о котором мы рассказывали в прошлой публикации, хранился в семье жительницы села Остафьево, а в 1990 году она передала его в музей, и после реставрации он вернулся в родные стены.

Автор: Ирина Седакова.