Разделитель

Постоянные экспозиции

Фонды "Остафьево": Арба

              Арба с турчанками. Остафьево.jpg

 На небольшом рисунке акварелью изображена колоритная сценка из повседневной жизни турок 19 века. Шесть молодых знатных турчанок едут в арбе, запряженной двумя волами, рядом идет погонщик. Экзотический для европейца сюжет, красочный выезд, яркие типажи очаровали художника. С большими подробностями он рисует платья турчанок, декорированные вышивкой, разнообразно и необычно завязанные платки, украшения женщин. Точно передан костюм погонщика: голубые шаровары, на голове красная феска с длинной черной кисточкой. Ярмо волов украшено высокими дугами с рядами декоративных кистей. А сама арба с балдахином на больших колесах насыщенного голубого цвета и расписана золотым узором. Несмотря на ошибки в передаче перспективы, композиции, непропорциональный масштаб фигур, художнику – любителю удалось передать непосредственное живое впечатление от восточного мотива, запечатлеть этнографические типажи. Любительский рисунок полон романтического представления о загадочном мире Востока.

               Рисунок поступил в фонд музея из «Архива инженера - полковника Рикмана», как и портрет М.А. Бек (о котором мы писали раньше). Имя автора «Арбы» неизвестно, под рисунком есть любопытная надпись: «Рисовал в Константинополе турок. оттуда привезено в 1851 г. Мари Бек в Одессу. араба». Известно, что Павел Петрович Вяземский (1820 – 1888) второй муж Марии Аркадьевны Вяземской (1819 – 1889) в 1840 – 1850-е годы был на дипломатической службе в Константинополе, к тому же известно, что он увлекался рисованием, был художником – любителем. Так может быть рисунок принадлежит кисти Павла Петровича? Но почерк, которым сделана надпись внизу рисунка не совпадает с образцами почерка князя Вяземского, а по смыслу надписи понятно, что ее сделал автор рисунка. Возможно, автором был сослуживец князя или приятель семьи. Рисунок был привезен в Одессу Мари Бек, жене князя? Но Мария Аркадьевна еще в 1848 году обвенчалась с Павлом Петровичем и стала княгиней Вяземской. Предположим, что любительский рисунок был привезен в подарок старшей дочери Марии Аркадьевны от первого брака Марии Ивановне Ламсдорф (1839 – 1866), на тот момент еще двенадцатилетней девочке Мари Бек. Яркое словно из заморской сказки впечатление о чужеземной стране могло порадовать ребенка, создать представление об обычаях Турции.

               Вопрос об авторстве и адресате рисунка остается открытым, быть может, уважаемые читатели у вас есть сведения по этому вопросу? Будем признательны за информацию. Возможно, она поможет больше узнать о биографии семьи князей Вяземских, владевших остафьевской усадьбой и наполнивших ее обширными коллекциями произведений искусства.

Хранитель фонда Графики И.Седакова.