Разделитель

Постоянные экспозиции

«Без итальянской оперы нет спасения…»

«Без итальянской оперы нет спасения…»

                                                                                          П.А. Вяземский.

      27 марта 2021 г. мировая общественность отмечает Международный день театра - праздник театральных деятелей и ценителей этого вида искусства. Сегодня мы хотим коснуться одного из увлечений князя Петра Андреевича Вяземского - оперы. Петр Андреевич оставался преданным поклонником оперы многие годы, предпочитал ее остальным видам искусства, старался не пропускать громких премьер и бенефисов. Особенным моментом в жизни князя Вяземского стало время, когда он смог посетить один из мировых оперных центров - Венецию.

«Музыка начинается там, где кончаются слова», – сказал поэт Генрих Гейне. Однако существует уникальный вид искусства – опера, гармонично соединивший в себе слова и музыку. Храмом оперного искусства стал оперный театр.

Князь Пётр Андреевич Вяземский был страстным поклонником оперы. Из всех видов искусств, сам будучи поэтом, он предпочитал музыку. Вершиной музыкального искусства князь считал оперу. «Без итальянской оперы нет спасения…», – так писал он в своем дневнике.

В 1820-е гг. в летнее время в усадьбе Остафьево проводились традиционные праздники, на которые съезжалось большое количество гостей из Москвы и из окрестных имений. В программу включались спектакли, балы, музыкальные вечера. В спектаклях принимали участие актёры-любители и профессионалы, в том числе иностранцы. Приглашались режиссёры из Москвы, балетмейстеры и оркестр музыкантов из усадьбы в Суханове. В репертуар остафьевского театра входили драматические произведения русских и иностранных авторов, небольшие водевили, пьесы, написанные самим Петром Андреевичем специально для Остафьева. Также устраивались и камерные музыкальные вечера: исполнялись романсы, пьесы на виолончели и арфе. Усилиями труппы итальянца Джузеппе Негри ставились целые оперные спектакли. «В Остафьеве у меня здорово,» – писал Вяземский А.И. Тургеневу.

Впервые насладиться оперой на ее родине – в Италии Петр Андреевич смог в 1834 г. Это произошло в городе Модене. Много лет спустя, уже в зрелом возрасте, он посетил один из центров оперного искусства – Венецию.

Именно в Венеции опера впервые стала называться «оперой». Название опера произошло от латинского слова опус (opus) – труд, произведение. Опус – это одно сочинение, а опера (opera) – это множество сочинений.

Все венецианские театры в то время принадлежали знатнейшим венецианским фамилиям. Представления в таких театрах не предназначались для широкой публики. Опера тоже изначально представляла собой камерное аристократическое искусство. Однако венецианская культура отличалась демократическим характером. По мере того, как опера выходила за пределы аристократических салонов, превращаясь в публичное зрелище, стали возникать публичные оперные театры. В 1637 году в Венеции был открыт первый в мире публичный оперный театр, принадлежавший венецианскому семейству Трон. Каменное здание этого театра, построенное в начале 30-х гг. XVII в., стало первым ярусным театром в Европе. Прежде на его месте стояло деревянное здание драматического театра, построенное по проекту архитектора Андреа Палладио в 1565 г. (сгорело при пожаре в 1629 г.).

          Первый публичный оперный театр получил название «Театро ди Сан Кассиано», по названию одноименного квартала, находившегося вблизи моста Риальто, у церкви Сан Кассиано. В театре была установлена плата за вход. Самый обычный человек мог получить место в партере или на галерее. Последнее зависело только от толщины кошелька любителя оперного искусства. Плата за билет была небольшой, поэтому каждый желающий имел возможность увидеть спектакль. Состоятельные люди покупали абонементы в ложи. В партере или в галерее зрители стояли, желавшие сидеть платили двойную цену. Передняя часть партера была уставлена скамьями, места на них не были пронумерованы и доставались тем зрителям, которые приходили пораньше. Многие присылали слуг занять места. Если партер посещался простой публикой и посетителями со средним достатком, то ложи являли весь блеск аристократии. Каждая ложа вмещала от восьми до десяти человек. В ложи подавали кофе и мороженое.

            В зрительном зале сохранялась полутьма. Он освещался только двумя плошками с маслом, прикрепленными к деревянным шестам. Шесты располагались над оркестром. Зрители приносили свечи и держали их в руках, ложи тоже освещались свечами зрителей. Сцена была освещена ярко, и только в дни парадных спектаклей, даваемых в честь знатных гостей, ярко освещался и зрительный зал.

Последние представления в «Театро ди Сан Кассиано» состоялись в 1807 г. В 1812 г. здание театра было снесено, главным образом из-за повторяющихся пожаров.

В XVII в. в Венеции было создано семнадцать театров. Четыре из них оперных, три драматических, а остальные работали с приезжими труппами. В это число не входили многочисленные частные театры Венеции, которые заводили в своих дворцах аристократы. И это на сто сорок тысяч жителей, для сравнения в Париже в середине XVIII в. на шестьдесят тысяч зрителей приходилось всего три театра.

Спектакли в венецианских театрах начинались в разное время, а потому, один и тот же зритель в один день мог посетить несколько театров. Длительность театрального сезона тоже была различной. В Венеции театральный сезон начинался в первое воскресенье октября и продолжался до 15 декабря. Далее шел десятидневный перерыв, и спектакли вновь возобновлялись до великого поста. Во время поста представления не давал ни в один театр, в летнее время труппы разъезжали по другим городам.

Венеция – город театралов. Всякая новая пьеса, дебют актера и актрисы были для Венеции событиями первостепенной важности. Соперничество двух театров или двух драматургов, например, Гольдони и Гоцци, вырастало здесь до масштабов государственной важности. Венецианские театры в подавляющем своем большинстве назывались именами святых. В годы деятельности Гоцци, Гольдони и Кьяри в Венеции работало семь больших театров: «Сан-Кассиано», «Сан-Бенедетто», «Сан-Моизе», «Сан-Джованни Кризостомо», «Сан-Самуэле», «Сант-Анджело», «Сан-Лука». Старейшим из них был театр «Сан-Кассиано». Эти театры предназначались для оперных спектаклей, и только изредка в них давали комедии. Самым красивым и оборудованным из венецианских театров считался до середины XVIII в. театр «Сан-Джованни Кризостомо» (театр «Святого Иоанна Златоуста»), построенный в 1678 году. Этот театр сохранился до сих пор (в перестроенном и обновленном виде) и носит название театра Малибран. Одной из главных оперных площадок Венеции был оперный театр «Сан-Бенедетто». Он был построен в форме цирка, обладал обширной сценой и имел 155 лож. Открытие состоялось 26 декабря 1755 г. постановкой оперы Джоаккино Кокки «Зое». В театре «Сан-Бенедетто» впервые начали опускать занавес между действиями спектакля, тем самым заложив традиции антракта. После пожара 1774 г. театр был перестроен, при этом зрительный зал вместо полуциркульной приобрёл традиционную для итальянского театра подковообразную форму. 22 января 1782 года в театре «Сан-Бенедетто» были даны бал и торжественный ужин в честь графа и графини Северных – наследника российского престола Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны, совершавших путешествие по Европе.

За свою историю у театра менялись собственники, именами которых он назывался («Театр Веньер», «Театр Галло»). В 1868 г., в честь композитора Джоаккино Россини, его переименовали в «Театр Россини». В театре состоялось более 140 оперных премьер. В 1937 г. здание было перестроено под кинотеатр. «Кинотеатр Россини» был закрыт в 2007 г., в 2010 г. на средства города началась реконструкция здания.   

Оперный «Театр Сан-Самуэле» – один из нескольких театров, построенных в Венеции семьей Гримани. Он открылся в 1656 г. и оставался действующим до 1894 г.. Первоначально театр использовался в основном для драматических спектаклей, но в XVIII в. он стал более тесно связан с оперой и балетом. Знаменитый драматург и либреттист Карло Гольдони был директором театра с 1737 по 1741 гг., многие из его работ были поставлены на сцене театра. В справочнике путешественников по северной Италии 1847 г. сэр Фрэнсис Пэлгрейв писал: «Это прекрасный театр, хорошо приспособленный для слуха…».

Именно в венецианском оперном искусстве появились импресарио (руководитель, организатор, человек, решающий вопросы о сюжете, исполнительском составе и т.д.), костюмеры и специалисты сцены. Неотъемлемой частью венецианской оперы являлись различные эффектные сцены с катастрофами или магическими происшествиями. За одну оперу могло произойти около 12 смен декораций.

            Основоположником венецианской оперной школы был выдающийся итальянский композитор, уроженец Кремоны Клаудио Монтеверди (1567-1643 гг.). Наиболее известны такие оперы Монтеверди, как «Орфей» (1607 г.) и «Ариадна» (1608 г.). Также выделялись оперные композиторы того времени Франческо Кавалли «Свадьба Фетиды и Пелея» (1639 г.) и Антонио Чести «Оронтея» (1649 г.).

В документально-биографической книге «Вяземский» Вячеслав Бондаренко, рассказывая о жизни и творчестве Петра Андреевича, упоминает о посещении Вяземским Венеции: «…на первом месте для него была Музыка, потом Поэзия, Ваяние, Живопись и Зодчество… Венеция с лихвой удовлетворяла его потребности в каждом из них… Конечно, любивший хорошее пение князь не упустил возможность побывать и в местной опере. Знаменитая «Ля Фениче» была закрыта, но в театрах «Сан-Самуэле», «Гало-а-Сан-Бенедетто» и «Аполло» он слушал «Итальянку в Алжире» и «Севильского цирюльника» Россини, «Пуритан» Беллини и «Лючию ди Ламмермур» Доницетти, которая растрогала его до слез…»

Италия в XVIII в. отличалась большим богатством и разнообразием театральной жизни. Все путешественники, посетившие ее, с большим единодушием отмечали, что древний крик римского народа – «Хлеба и зрелищ!», все еще раздавался в Италии. И, действительно, ни в одной стране Европы не было в XVIII в. такого количества театров, как в этой стране. Нигде не было такого обилия театральных жанров и всевозможных зрелищ. Италия в то время обладала лучшим в мире музыкальным театром, в котором было две разновидности – серьезная опера и комическая опера (или опера-буфф). Она была единственной страной, где продолжала еще существовать комедия дель арте. На площадях выступали акробаты и кукольные артисты, представлялось множество ярмарочных, площадных и карнавальных зрелищ.

Театральная архитектура в Италии к XVIII в. вполне сложилась. Характерный для всей Европы тип ярусного театра со сценой-коробкой был создан в Италии уже в XVII в. Здания театров постоянно усовершенствовались. Наиболее монументальным из всех сооруженных в Италии в XVIII в. театральных зданий был театр «Сан-Карло» в Неаполе, построенный в 1737 г. и существующий до сих пор. Размерами и роскошью отделки он превзошел все прочие театры и был до конца XIX в. самым большим театром в мире.

Римский театр «Аполло» был построен в 1795г. Расцвет его деятельности наступил в XIX в. Репертуар отличался разнообразием, представляя творчество лучших композиторов Италии. В «Аполло» состоялись премьеры опер Верди «Трубадур» (1853 г.) и «Бал-маскарад» (1859 г.), регулярно давались балетные спектакли. Театр «Аполло» закрыли в 1889 г.

Ла Скала – самый известный оперный театр в мире. Он ведет свою блестящую историю с XVIII в. В этом театре ставились самые известные в мире оперы, на его сцену выходили и по сей день выходят лучшие оперные певцы. Роскошь и богатство Ла Скала не оставляет равнодушным никого. Каждый любитель оперы мечтает хоть раз попасть на оперу в Ла Скала, насладиться чудесной музыкой и пропитаться атмосферой великого искусства.

Сиднейский оперный театр с крышей в форме парусов – воплощение человеческого гения в архитектуре. В окруженном со всех сторон водой здании находится самый большой в мире орган, самый большой занавес. Пожалуй, оперный театр в Сиднее – самая смелая идея театрального здания, притворённая в жизнь.

Большой театр в Москве – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире. За время существования театра здесь было поставлено более восьмисот произведений великих русских и зарубежных композиторов.

Опера – один из наиболее популярных жанров музыкально-драматического искусства. Как бы не менялись жизнь и мода, интерес к опере не угасает. Ежедневно в мире исполняется несколько десятков опер, послушать которые приходят сотни тысяч человек. При этом опера не просто музыкальное произведение – это волшебный мир, состоящий из завораживающей музыки, обилия света и роскоши. Созданию соответствующей атмосферы во многом способствуют оперные театры. Когда речь заходит об архитектурных достопримечательностях того или иного города, зачастую оказывается, что самое первое место занимает оперный театр.

Автор: Полякова С.П.