Разделитель

Фонды Остафьево: каминные часы «Орфей»

Фонды Остафьево: каминные часы «Орфей»
         В музейном собрании декоративно-прикладного искусства хранятся каминные часы, получившие название «Орфей»  по имени изображенного на них мифологического героя - легендарного музыканта, певца и поэта.           Образ героя древнегреческих мифов Орфея – один из самых популярных в европейском изобразительном и прикладном искусстве. Из мифов, связанных с Орфеем, самым известным и трогательным является миф о его любви к трагически погибшей Эвридике. Он изложен в «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.), нашел отражение и у других древних авторов.
      От звуков кифары или флейты Орфея дикие животные становились ручными, умолкали птицы. Ему удалось заворожить своей музыкой даже обитателей царства мертвых. Пес Цербер, грозный страж царства Аида, не остановил Орфея; зачарованный музыкой Харон - перевозчик душ умерших, не смог отказать Орфею и переправил его в царство мертвых. Сам  бог подземного царства Аид позволил ему спуститься в царство мертвых для возвращения его возлюбленной Эвридики, погибшей от укуса змеи.  Несмотря на все усилия, вывезти Эвридику Орфею не удалось. Они воссоединились лишь после смерти Орфея. Эта чудесная история любви – один из самых прекрасных  мифов Древней Греции. В эпоху вновь вспыхнувшего интереса к античной культуре в XYIII – начале XIX  вв. она пользовалась большим вниманием. Популярность сюжета сказалась, в том числе, и на появлении нескольких моделей каминных часов с фигурой Орфея, выполненных лучшими мастерами, немного отличающимися в деталях.
     На нашей модели часов Орфей, играющий на флейте, стоит у стелы с небесным глобусом.  Небесный глобус – символ, имеющий космогонический смысл, т.е. касающийся вопроса мирообразования.  Орфей, как музыкант и поэт, наделен особой чуткостью, сопричастен высшему знанию о пути достижения Истины, наделен Божественным даром влиять на души людей. Стела – плита или столб устанавливались в качестве погребального знака для увековечивания памяти. В оформлении часов с одной стороны подчеркивается  трагическая тема утраты, с другой – звучит тема Высшей гармонии. Среди атрибутов Орфея-пастуха:  кифара, посох, лук, колчан со стрелами, сосуд для воды. Фигура собаки – аллегория верности. Здесь же венок, это не только царский, но и жертвенный атрибут в античной мифологии. В раннехристианском искусстве мифологический образ Орфея связан с иконографией «доброго пастыря» и соотносился с образом самого Спасителя.  Многоплановая символика характерна для часов в стиле Ампир. В XVIII-начале XIX веков популярность образа Орфея и эзотерического  учения орфизма объяснялась стремлением познать тайны духа, жизни и смерти.
       Часы золоченой бронзы, очень качественного литья, были изготовлены во Франции, в Париже в 1815-1820 гг. На часах имеется клеймо известной парижской мастерской Леруа. Это период, когда мастерскую возглавлял Базиль Шарль Леруа, придворный часовщик императора Наполеона Бонапарта.
                                                                                   Н. Баландина