На выставке «Дары и дарители», которая экспонируется в Государственном музее-заповеднике Остафьево, среди других старинных предметов можно увидеть портбукет конца XIX века из семьи Шереметевых. Сегодня далеко не каждый знает, что это за предмет. Многие вещи, когда-то необходимые в обиходе, ушли из жизненной практики или сильно видоизменились.
Как следует из самого слова «портбукет» (от фр. porte-bouquet; porte – носить, bouquet – букет), это предмет для ношения цветов. Портбукеты представляют собой миниатюрные полые вазочки конусовидной формы, куда помещался букетик живых цветов и которые крепились к бальным платьям с помощью иглы или булавки. В нижней части аксессуара находился влажный мох или губка, либо там размещался флакончик с водой.
Первой важной задачей портбукета являлось продление свежести цветов. Благодаря влаге они долго сохраняли свежесть и аромат. Второй, не менее важной, задачей была защита ткани платья или перчаток от пятен, которые могли оставить растения. Существовало несколько способов фиксации портбукета. Его можно было прикреплять к корсажу, лифу; можно было держать в руке, к портбукету могла крепиться цепочка, чтобы дама могла носить ее на запястье. Нередко портбукеты соединялись цепочкой с кольцом, которое надевали на палец или крепили к шатлену. Шатлен ― еще один аксессуар, который крепился к поясу специальной клипсой с цепочками и на них цепляли разные нужные мелочи: миниатюрную книжечку для бальных танцев (карне), карандашик... Носилась такая конструкция на поясе и заменяла дамам в 1 половине XIX века женскую сумочку. Осанка и походка дамы, носящей портбукет должна была быть такой спокойной и плавной, чтобы вода из портбукета не оставила на бальном платье мокрое пятно.
Обязательным элементом портбукета была верхняя часть, которая часто представляла собой стилизованный цветок с лепестками или имела форму рога. Верхняя часть обычно крепилась к нижней ручке при помощи соединительного элемента в виде металлического кольца, к которому иногда добавлялся «воротничок». Ручка не всегда делалась из того же материала, что и вазочка. Подобные дамские аксессуары из далекого прошлого представляли собой настоящие произведения искусства. Портбукет изготавливали из любых материалов: кости, хрусталя, драгоценных металлов, декорировали эмалью, драгоценными камнями, жемчугом … Сохранились портбукеты даже с отделениями для нюхательной соли, что было немаловажно в бальных залах с большим количеством людей и с проблемами вентиляции. Иногда в портбукеты встраивалось зеркальце, чтобы дама могла оценить незаметно свой внешний вид.
Портбукет для ношения живых цветов – это изобретение, введенное в моду еще в эпоху Людовика XIV. В XVII веке портбукет в Европе был уже признанным аксессуаром дамского наряда. Среди любимых цветов того времени – гвоздики, анемоны и особенно тюльпаны. Но фаворитом почти во все времена была роза. В XVIII веке мода на портбукеты пришла и в Россию. А в начале XIX столетия живые цветы стали обязательным атрибутом бального туалета. Расцвет моды на портбукеты пришелся именно на XIX век. Портбукеты брали в театр, на прогулку, на бал. Во время танцев букет передавался кому-либо из сопровождающих, по правилам приличия ни дама, ни тем более молодая девушка не могли приезжать на бал без сопровождения.
Состав живых цветов мог зависеть от времени года, живые цветы иногда подбирали к узору на платьях или к его тону. Модные журналы представляли различные варианты и формы использования букетов.
Подбору цветов в букете уделяли особое внимание. Каждому из цветков придавалось символическое значение. Без знаний этой символики можно было попасть в неловкое положение. Так, юным девушкам полагалось украшать свой наряд маргаритками, белыми розами и лилиями, символизирующими невинность, скромность, чистоту. Роза розового цвета была эмблемой цветущей женской красоты, фиалка означала скромность. В разные времена были свои предпочтения в выборе цветов, хотя встречались и неординарные решения. Неожиданным в 1830-е годы в качестве украшения кажется репейник. О выборе этого растения для дополнения к бальному наряду мы узнаем из воспоминаний Екатерины Сушковой, адресата стихотворений М.Ю. Лермонтова: «Собираясь на бал, я очень обдумывала свой туалет; никогда я не желала казаться такой хорошенькой, как в этот вечер; на мне было белое платье и ветки репейника на голове, такая же ветка у лифа» (из статьи научного сотрудника музея-заповедника «Тарханы» Т.Н. Кольян).
Цветы, собранные в букет и подобранные со знанием цветочной азбуки, могли составлять собой целое послание, адресованное конкретному человеку. С помощью цветов признавались в любви, назначали свидания, принимали или отвергали ухаживания. Значение имело все: цвет, форма цветка (бутон или полностью распустившийся цветок), с листьями или без листьев (для розы имело значение наличие или отсутствие шипов). А еще имело значение место расположения букета – у сердца, на талии, в левой или правой руке.
В середине XIX века портбукеты достигли пика популярности, помимо перечисленных вариантов их назначения, портбукеты вручали в качестве официального подарка, а также на память об исторических встречах или мероприятиях.
Мужским аналогом портбукета была бутоньерка, первоначально представлявшая собой стеклянный флакон, крепящийся к лацкану мужского костюма. Судя по некоторым источникам, у мужчин в бутоньерке чаще находился только один цветок, например, красная гвоздика или василек, но в бутоньерке мог находиться и небольшой букет. В популярном сериале «Пуаро Агаты Кристи», который называют маленькой энциклопедией стиля ар-деко, исполняющий главную роль актер Дэвид Суше носит на лацкане пиджака изящную бутоньерку из серебра в форме крошечной амфоры с миниатюрным букетиком живых цветов.
В эпоху модерна в моде оказались цветы с изогнутыми стеблями – водяная лилия, ирисы, а также букетики из диких полевых и лесных цветов, например, из лесных ландышей.
Портбукет из нашего музейного собрания изготовлен из прозрачного бесцветного хрусталя и бронзы: верхняя хрустальная часть оформлена стилизованным цветком, бронзовая ручка выполнена в виде стебля, украшенного вместо листьев завитками. Ручка крепилась к верхней хрустальной части бронзовыми же консолями с женскими головками и расправленными крыльями, которые поддерживали вазу с двух сторон. Похоже, не все детали портбукета сохранились, поэтому трудно сказать крепился ли он к платью или его держали в руках. Чтобы держать такой портбукет в руках стержень-стебель должен быть длиннее, иначе листья-завитки мешают обхватить предмет. Возможно, был еще один элемент, удлиняющий ручку. И этот вариант кажется более вероятным, поскольку наш портбукет не очень легкий для того, чтобы носить его на лифе. Если же этот аксессуар крепился к платью, то булавка должна быть выше центра тяжести изделия. В нашем случае, трудно представить: где и как он мог крепиться.
Скорее всего, портбукет из нашего музейного собрания, имеет европейское происхождение. Владельцы усадьбы и их родственники часто бывали в Европе и привозили оттуда немало изящных вещей, необходимых им при их образе жизни. Они посещали балы, бывали в театрах, наносили друг другу визиты.
Портбукет происходит из семьи двоюродного брата владельца Остафьева Сергея Дмитриевича Шереметева, Бориса Борисовича (1867- 1919), этот аксессуар мог принадлежать его супруге или его матушке. Этот редкий в наше время предмет бережно сохранили потомки Б.Б. Шереметева и передали в дар музею.
После Первой Мировой войны портбукеты вышли из моды и стали предметом коллекционирования. Как и многие другие замечательные аксессуары, бытовавшие в прошлые века, они, в основном, экспонируются в музеях и о них можно узнать из книг по истории моды.
Используемые источники
- Блог Исторического музея. Дамские штучки. Часть 3
- kulturologia.ru
- ru.wikipedia.org
Н. Баландина