Разделитель

Статьи и публикации

Из истории раннего Карамзина: журнал Новикова «Детское чтение для сердца и разума»

  В фонде Редкой книги музея-усадьбы «Остафьево» хранится полный перечень прижизненных изданий Н. М. Карамзина (1766 – 1826).

карамзин.jpg

Н. М. Карамзин. Портрет кисти Тропинина.

        Сегодня известна 31 его книга, вышедшая до середины 1826 года, т. е. Николай Карамзин увидел опубликованными большинство своих произведений. К этому можно прибавить изданные Карамзиным журналы и альманахи, где печатались его оригинальные произведения  и многочисленные переводы, так что порой было трудно сказать, что перед нами – сборник сочинений разных авторов или собрание его трудов.

       Безусловно, одним из самых первых и очень ценных изданий является «Детское чтение для сердца и разума». Так назывался первый детский журнал в России, основанный в 1785 году Николаем Ивановичем Новиковым (1744 – 1818) - незаурядной личностью, оставившей яркий след в истории русской культуры, поручивший редактирование этого издания молодому Н.М. Карамзину, убеждённому в том, что одно из главных неудобств в воспитании есть то, что «детям читать нечего». 

2-.jpg

Цельнокожаный переплет. Журнал «Детское чтение для сердца и разума». Москва, 1786.

3-.jpg

Титульный лист.

Детское чтение для сердца и разума [журнал]. – Москва, : В Университетской Типографии, у Н. Новикова, 1786. – Ч. V-VI. – 1-206, 1- 208 с. : ил., заставки, концовки.

       Книга в цельнокожаном переплете из кожи корич. цвета. – Поле корешка разделено на 6 сегментов двойными тонкими линейками черненого тиснения, погасшего от времени. – 1, 3, 5 и 6 сегменты сверху украшены виньеткой в виде цветка. – Во 2 и 4 сегментах – наклейки из кожи черного цвета с записью во втором сегменте: Детское чтение; и с записью в 4 сегменте: 5-6. – Книга представляет собой издательский конволют, в котором приплетено две части с раздельной нумерацией страниц и отдельными титульными листами. – Книга напечатана на бумаге верже. – На форзацах в начале и в конце книги неразборчивые записи русскими и латинскими буквами орешковыми чернилами.   

4-.jpg

Н. И. Новиков. Портрет на фронтисписе.

            В 1785 году Н. И. Новиков начал выпускать специальное приложение к газете «Московские ведомости» — журнал «Детское чтение для сердца и разума», адресованное «русскому юношеству». Главная мысль издателя – желание открыть детям полезную литературу, которая бы соответствовала их возрасту. Поэт Иван Иванович Дмитриев (1760 – 1837) писал в мемуарах, что, будучи ребенком, какое-то время имел возможность «читать все, что ни попадалось». Так же свободно мир литературы познавал Н. М. Карамзин, которому досталась библиотека матери, состоявшая по преимуществу из «взрослых» романов (Муравьев, 2014: 20).

            Главная задача журнала определяла очень высокую цель – воспитать патриотов и добрых граждан своего Отечества. А это, в свою очередь, определило содержание «Детского чтения». В журнале Новиков помещал те материалы, которые помогали сформировать у детей правильное отношение к Богу, государю, родителям и наставникам, «ко всем людям и самим себе». Отдельно хотелось бы отметить статью «О подражании родителям» (№ 1. Ч. III), автор которой выражает горячую веру в то, что добродетельный, старательный ребенок сможет вырасти хорошим человеком даже при дурных родителях.». В журнале печатались статьи из многих областей науки: «О системе мира», «О солнце», «О воде», «О пользе гор», «Разговор об огне», «Об орле». Научный материал не был скучным, излагался живо и занимательно в форме записок путешественника, бесед наставника с детьми, переписки отца с сыном, беседы отца с дочерью.


5-.jpg

6-.jpg

               Новиков также выступал против иностранной литературы, и в первом выпуске написал: «Несправедливо оставлять свой собственный язык, еще и презирать его. Всякому, кто любит свое Отечество, весьма прискорбно видеть многих из вас, которые лучше знают по-французски, нежели по-русски».

            Николай Новиков стремился привлечь к детской литературе популярных авторов. Cреди сотрудников его редакции были выдающийся впоследствии педагог, ректор Московского университета Антон Антонович Прокопович-Антонский (1762 – 1848), знаменитый переводчик Александр Андреевич Петров (1760 – 1793).

7-.jpg

А. А. Прокопович-Антонский. Из открытых источников.

           К созданию журнала присоединился Николай Карамзин. B первые два года «Детским чтением» руководил непосредственно Новиков, потом эта роль перешла к Н.М.Карамзину, едва достигшему двадцатилетнего возраста. Литературная традиция твердо считает редакторами «Детского чтения» А. А. Петрова и H. M. Карамзина. По свидетельству И. И. Дмитриева, в литературных кругах Петрова «почитали отличнейшим переводчиком».

           На страницах журнала появлялись и переводы произведений тех писателей и поэтов, которыми увлекался Карамзин. Вначале это были переводы Ф.-Г. Клопштока, К. Геснера, А. Попа, Дж. Томсона, сентиментальный роман Стефани-Фелисите де Жанлис. Ряд косвенных доказательств говорит за принадлежность Карамзину переводов из Боннэ: «Статьи из Боннетова сочинения». Следует отметить, что и сегодня идентификация переводов Карамзина — задача непростая, поскольку большинство изданий выходило без указания фамилии переводчика.

                 Из оригинальных произведений молодого Карамзина, изданных в «Детском чтении», наиболее известны «Анакреонтические стихи», автобиографический рассказ «Прогулка» и сентиментальная повесть о трагической любви молодых людей – «Евгений и Юлия».

                  Журнал «Детское чтение» просуществовал до конца издательской деятельности Новикова – 1789 года.  Он переиздавался и после заточения Новикова в Шлиссельбургскую крепость (второе издание вышло в 1799—1804 годах; третье — в 1819 г.).

Номера за квартал объединялись в книжки. За пять лет вышло 20 таких книг.

                 В выходных данных книги указано, что она была напечатана в Типографии Московского университета, «у Новикова», т. е. Новиков является и издателем, и типографом.

Хотелось бы подробнее рассказать об этом издательстве и обозначить круг тех издателей Москвы и Петербурга, с которыми Карамзин сотрудничал, и где были изданы и напечатаны его произведения.

                История издательства Московского университета – это история ее арендаторов.

 Уже спустя год после его открытия в 1756 году, была основана типография с принадлежащей ей словолитней, помещавшаяся в одной из Кремлевских башен. В этом же году при Московском университете издавалась газета «Московские ведомости». В ней наряду с иностранными известиями, указами правительства, сведениями о военных событиях, о придворной жизни, подробно освещалась жизнь университета.

              В 1779 г. по инициативе Михаила Матвеевича Хераскова (1733 – 1807) – русского поэта, писателя и драматурга эпохи Просвещения – университетские типография, книжная лавка и газета «Московские ведомости» были переданы в аренду Н.И. Новикову. Так началось знаменитое «новиковское десятилетие», оставившее блистательный и памятный след в истории книжного дела России.  Объявление в 1780 г. гласит: «Университетская книжная лавка переведена на сих днях в дом г. Новикова, состоящий за Никольскими воротами, у самого Никольского моста, в те покои, где прежде сего была Аптека; почему и раздача Московских Ведомостей будет уже производиться в упомянутой лавке. Равномерно и Типография Университетская отчасти уже переведена в тот же дом. О чем для сведения имеющим надобность и объявляется».  По контракту, заключенному на 10 лет, Новиков обязался платить университету 4500 руб. в год, не считая жалованья типографским служащим.

 8-.jpg

Ф. Я. Алексеев, ученики. Вид на Воскресенские ворота, здание Главной аптеки и Монетный двор со стороны Красной площади. 1800-е гг. Место, где располагалась Университетская типография Новикова. 

           Издательская деятельность Николая Новикова была поистине невероятной. Типография в этот период стала лучшим печатным заведением не только в России, но и в Европе. Он печатал 30% книг, выходивших в то время в России. Новиков организовал книжные магазины в шестнадцати городах, стал первым в России профессиональным книготорговцем. Кроме того, он устраивал бесплатные библиотеки. Просветительская деятельность Новикова в те годы была совершенно новаторской, просвещение читателей шло, прежде всего, через светскую литературу. Новиков редактировал и издавал известнейшие сатирические журналы своего времени: «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», открыл в Москве более десятка книжных магазинов и учредил первую в столице публичную библиотеку.

             Уже в первый год вышло сорок пять изданий, в том числе "Эмиль и София" Жан-Жака Руссо, комедии М.М. Хераскова, полное собрание сочинений А.П. Сумарокова (1717 – 1777), учебники по различным дисциплинам. Через два года число изданий достигло 73 названий.

             Новиков вкладывал деньги в типографию: он выписал из-за границы хорошие иностранные шрифты и «улучшил» качество русских шрифтов.

9-.jpgИз открытых источников.

              Издательский знак Н.И. Новикова – вензельное переплетение двух букв «Н». Этот знак украшал титульные листы множества книг и журналов, выпущенных издателем. При Новикове около трети всех издаваемых в России книг выходило из его типографий, в которых основная роль отводилась Университетской типографии.

              Николай Новиков играл заметную роль в истории московского масонства. В 1775 году он примкнул к масонам и был посвящён в высокие масонские степени, которые оказали влияние на его религиозно-нравственное мировоззрение. Идеологом масонства Н.И. Новиков не являлся. Но широкие возможности масонских лож, главным образом финансовые, он использовал для просветительской и издательской деятельности.

              Аренда Университетской типографии Новикова была прекращена в 1789 году высочайшим указом Екатерины II до истечения срока и без права возобновления.

             «Детское чтение» стало первой профессиональной литературной школой Карамзина.

       По мнению выдающегося ученого-литературоведа Юрия Михайловича Лотмана (1922 – 1993), Новиков был человеком Петровского масштаба, воплотившим всю созидательную мощь новой эпохи. И Карамзин никогда бы не согласился войти в его общество, если бы не знал, что Новиков в те годы был единственным автором, публично транслировавшим гуманистическое понимание человека.

10-.jpg

11-.jpg

                                                                                          Автор:       Набережнева О.А. ,    хранитель фонда Редкой книги

Библиография:

1. Привалова Е. П. «Детское чтение для сердца и разума» в оценке читателей и критики. // XVIII век. М. ; Л. : Наука, 1966. Сб. 7. С. 254-260.;

1. Привалова Е. П. О сотрудниках журнала «Детское чтение для сердца и разума» / Е. П. Привалова // XVIII век. М. ; Л. : Наука, 1964. Сб. 6 : Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. С. 258–268.;

2. Карамзин Н. М. О книжной торговле и любви к чтению в России. — В кн.: Н. М. Карамзин , Избранны сочинения, Т. 2, М.-Л., 1964, стр. 177.;

3. Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869, стр. 57—58.;

4. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман; [Предисл. Б. Егорова]. М. : Книга, 1987. - 336 с.;

5. Муравьев, В. Б. Николай Карамзин / Владимир Муравьев. - М. : Эксмо : Изографъ, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). (Русские биографии ЭКСМО). 602 с.