Разделитель

В музее-усадьбе «Остафьево» открылась выставка «Лирический пейзаж»

В музее-усадьбе «Остафьево» открылась выставка «Лирический пейзаж»

         19 марта в музее-усадьбе "Остафьево" открылась выставка "Лирический пейзаж", на которой представлена живопись и графика второй половины XX - начала XXI века из фондового собрания музея. Работы можно будет увидеть до 18 апреля.

         С ранних лет мы воспринимаем окружающую нас природу: наблюдаем смену времен года, обращаем внимание на небо - не собирается ли дождь, или не слишком ли яркое солнце, замечаем, когда распустились листья на деревьях и сколько выпало снега; часто сетуем на плохую погоду, спешим по знакомым улицам на работу, не задумываясь о наполняющей наш мир удивительной красоте. Взгляд художника настроен на творческое видение действительности: в прозаическом, на первый взгляд, мотиве, он подмечает очарование: едва уловимые переходы полутонов в атмосфере, изысканность силуэтов деревьев и падающих от них теней, разлитую в природе гармонию красок, выразительность открывающихся пейзажей. Стремясь запечатлеть увиденное и прочувствованное на холсте или листе бумаги, художник наполняет свои работы личными переживаниями и настроениями, связанными с заинтересовавшим его видом.

      Выставка из фондового собрания музея-усадьбы Остафьево предлагает зрителям вглядеться в картины природы, окружающей нас в повседневной жизни, почувствовать ее поэзию, душевность и уловить в ее неброском облике тихое обаяние будней. В рамках выставки мы объединили станковые произведения советских и российских живописцев и графиков, работавших во второй половине двадцатого века: Б.Берендгофа, В.Карабута, А.Кривошеева, А.Лапирова, С.Линдина, Г.Малыша, В.Минаева, В.Некрасова, М.Ройтера, В.Сенатаевой, М.Соколова, В.Степаняна. Здесь же представлены мастера, чья творческая деятельность соприкоснулась с усадьбой Остафьево: В.Бычков, В.Вышлов, Л.Зорин, О.Радунцева, И.Рославская, А.Чаузов. Работая в русле традиций русского лирического пейзажа, каждый из представленных художников создавал картины природы в свойственной ему творческой манере, используя авторские находки в решении композиционных задач, колорита, технике нанесения красочного слоя. Но несомненно всех их объединяет любовь к родной природе, умение почувствовать ее состояние и передать рожденные эмоции в зрительных образах.

      Г.Малыш в акварели «Осенние березки» с симпатией рисует милый сердцу знакомый мотив: хрупкие деревца сбились стайкой, словно жмутся друг к другу - вместе им будет легче перенести непогоду. Изысканная палитра листа построена на контрасте оттенков серого в изображении деревьев, неба и вспыхивающего приглушенного желтого листвы берез.

      В листе А.Чаузова «Остафьево. Пруд» из переливов пятен оттенков зеленого, оливкового, голубого рождаются покрытые листвой деревья, отражающиеся в воде пруда, звучная палитра несет настроение радости, свежести, бодрости.

     Словно видение из прошлого предстает перед зрителем дом в акварели Л.Зорина «Дача Шуленбурга». Среди темных стволов деревьев сумрачного, старинного парка выразительно звучит цвет насыщенной охры, рисующей старинный дом.

     Листы М.Ройтера на тему пушкинских мест, памятных для ценителей поэзии, отличает обобщенная манера изображения форм, широкие пласты цвета, в акварели «Аллея Ганнибалов» приближенный план плотных вертикальных рядов деревьев по сторонам от дорожки придает уходящей вдаль аллее ощущение глубины и торжественности.

      Пастель В.Минаева «Лето» рисует повседневную жизнь в ее приятном течении: женщина читает газету возле стола с самоваром, в рамах двух раскрытых окон открываются деревенские виды, как картины в картине, придавая дополнительную глубину изображению. Приглушенные мягкие тона пастели, уравновешенная композиция, будничный сюжет создают атмосферу покоя, домашнего уюта.

      Холсты А.Кривошеева «За сеном» и «Отсутствующий пейзаж»,возможно, написаны художником не с натуры, а рождены его творческой фантазией под впечатлением увиденных когда - то мотивов. Пейзажи – созерцания:в них будто замерло время, природа, покрытая снегом, погрузилась в тишину и покой и даже фигура, уходящего в сторону леса человека, не нарушает его. В полотне «Отсутствующий пейзаж» художник достоверно передал ощущение пасмурного холодного дня:свинцовые тяжелые облака нависли над деревянной церковью и избами, холодом веет от подтаявшего льда на реке и мокрого снега на берегу, на первом плане возвышается темный силуэт одинокого облетевшего дерева. Сдержанная палитра решена художником в едином серо – белом колорите с добавлением синих и коричневых оттенков, что создает законченный художественный образ.

      В пейзажах всегда присутствует человек: он идет по пустынной улице, как в полотне В.Степаняна, или рыбачит как в акварели Б.Берендгофа, или пребывание его обозначают мостик через пруд, скамейка под деревом, но даже, если нет никаких видимых примет человека в написанном пейзаже, он все равно есть, и он пейзаж одухотворяет – это художник, вдохнувший в картину жизнь, и зритель, всматривающийся в нее. В этот момент происходит диалог. Лирические пейзажи как эмоциональные послания художников запечатлевают в красках настроения, переживания, самобытное восприятие автором мира, выражают его интерес и привязанность к выбранному мотиву. Выраженное мастером поэтическое восприятие пейзажа передается зрителям, вызывает в душе воспоминания, ассоциации, пробуждает чуткость и восприимчивость к окружающей красоте, открывает прекрасное в обыденном.